2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013
Дни современного искусства / Days of Contemporary Art



Архитектоника и геометрия модернизма в фотографиях Михаила Розанова

В преддверии персональной выставки в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева Михаил Розанов представил слушателям Международного фестиваля современного искусства DOCA материал, который снимал в течение 2019–2020 гг. в городах Европы. Лучшие проекты модернизма в Париже, Хельсинки, Мадриде, Лондоне, Берлине, Роттердаме, Белграде и других городах собраны в невероятный ахроматический художественный коллаж.

Работая как фотограф с модернистской архитектурой в течение нескольких лет, Михаил представил слушателям свое понимание и описание этого явления. Одна из задач, которую ставил перед собой художник в этом проекте, – показать интернациональность модернизма. В целом модернизм Европы – это в основном послевоенная архитектура. Необходимость отстраивать заново целые города, восстанавливая их из пепла Второй мировой войны, массовая застройка социального жилья полностью меняли облик городов XX в.

Художник поделился со слушателями своим авторским подходом к съемке архитектуры. Он всегда работает с ассистентом и всегда заранее приезжает на объект, чтобы выстроить, под каким углом он будет снимать, в какое время суток, какое будет освещение, изучает детали и ракурсы, и только на следующий день, когда всё продумано и готово, начинается непосредственно съемка.

Свою задачу как художника Михаил видит в фокусировании внимания именно на объекте. В дальнейшем, в редактировании, он считает необходимым убирать лишние детали, визуальный шум города, провода, случайных прохожих, машины и пр. и показывать архитектуру так, как ее задумывал автор. Особенный интерес для фотографа представляют культовые религиозные сооружения брутализма. Бетонные церкви, часовни Европы завораживают своими монолитными, крупными масштабами.

Этот проект скорее про «парадную» часть модернизма, про общественные сооружения. Автор как бы пытается повторить замысел архитекторов, выразить в фотографии «чистую идею» формы, материала.

Рассказывая о работе над съемками в Италии, художник отметил, что архитекторами модернистской архитектуры в 50-х гг. XX в. оставались всё те же авторы, что и в 40-е неоклассические годы. Возможно, поэтому эстетика монструозности – то, что может показаться сходным в двух таких столь различных стилях.

Монохромность работ автор объясняет желанием уйти от реализма и жизненности и сосредоточиться на графике. Прямая геометрия, контрасты света, яркое небо и тени от палящего солнца на ахроматических снимках создают эффект другой реальности, охваченной пластикой больших объемов и масс стекла и бетона. Уникальным ракурсам фотографий Михаила мы обязаны его увлечению высотными съемками, возможности увидеть здания с тех точек зрения, с которых их никогда никто не видел. 

Рассказывая о методах съемки архитектуры, Михаил отметил, что в его случае больше авторского взгляда и больше самой архитектуры, особенно это касается комплексов. По его мнению, есть разница в работе с архитектурной съемкой: можно снимать объекты на продажу, это коммерческая съемка, а можно создавать художественное фото с авторским взглядом на конкретный объект, когда ты фотографируешь здание как произведение искусства. 

Михаил Розанов – российский фотограф, работающий преимущественно в монохромной технике. Его произведения отличают предельный минимализм, академическая строгость и сдержанность, а сюжетами становятся архитектурные и природные ландшафты. С 1995 г. выставляется в России (Айдан галерея, Государственный музей архитектуры, ЦСИ «Винзавод», Музейно-выставочный центр РОСФОТО, Мультимедиа Арт Музей, Галерея Ruarts) и за рубежом (в Германии, Нидерландах, Франции, Великобритании, Швейцарии, США, Италии, Литве, Мексике и других странах). 

Пресс-секретарь

Ольга Баранова

Architectonics and Geometry of Modernism in Mikhail Rozanov’s Photos 

On the eve of his personal exhibition at the Shchusev State Museum of Architecture, Mikhail Rozanov presented the photo materials he shot in European cities in 2019-2020 to the audience of the DOCA festival. He gathered the best projects of modernism in Paris, Helsinki, Madrid, London, Berlin, Rotterdam, Belgrade, and other cities in an incredible achromatic art collage. 

As a photographer working with modernist architecture for several years, Mikhail Rozanov shared his understanding and description of this phenomenon with the audience. One of the tasks set by the artist in this project was to show the internationality of modernism. In general, modernism in Europe is mainly postwar architecture. The need to rebuild entire cities after World War II and the mass development of social housing completely changed the image of the cities of the 20th century. 

The artist shared his original approach to architectural photography with the audience. He always works with an assistant and always comes to the object in advance to choose the perspective, time, and lighting of shooting and to study the details. Only the next day, when everything is thought through and ready, he begins the photo shooting process itself. 

As an artist, Mikhail Rozanov sees his task in focusing the attention of the viewer on the object. When editing photos, he finds it important to remove unnecessary details, visual noise of the city, wires, passers-by, cars, etc. Doing that is needed to show architecture in the way it was conceived by the author. The religious buildings of brutalism are of particular interest to the photographer. Concrete churches and chapels of Europe fascinate the viewers with their monolithic and large scale. 

This project is more about the ‘parade’ part of modernism: public buildings. The author tries to repeat the architects’ concept, to express the ‘pure idea’ of form and material in his photography. 

When talking about the work on photos in Italy, the artist noted that the architects of modernist architecture in the 1950s were the same authors as those in the 1940s, in the neo-classical period. Perhaps that is why the aesthetics of monstrosity is something that may seem similar in two such different styles. 

The author explains the monochrome character of the works by his desire to move away from realism and vitality and to focus on graphics. Straight geometry, light contrasts, bright sky, and shadows from the scorching sun in chromatic images create the effect of another reality. The plasticity of large volumes and masses of glass and concrete is this reality’s feature. The unique perspectives of Mikhail Rozanov’s photographs are formed by his passion for high-altitude photography. It gives the opportunity to see buildings from a completely new perspective. 

Speaking about the methods of taking pictures of architecture, Mr. Rozanov noted emphasized the importance of the author’s view. In his opinion, there is a difference in working with architectural photography: one can take pictures of objects for sale or one can shoot artistic photos with the original view of a particular object. This is whey one takes a photo of a building as a piece of art. 

Mikhail Rozanov is a Russian photographer working mainly in monochrome technique. His works are characterized by extreme minimalism alongside academic strictness and moderateness. The plots of the photos are based on architectural and natural landscapes. Since 1995, the author has been exhibiting his works in Russia (Aidan Gallery, State Museum of Architecture, Winzavod, Rosphoto Museum and Exhibition Centre, Multimedia Art Museum, and Ruarts Gallery) and abroad (in Germany, the Netherlands, France, England, Switzerland, the USA, Italy, Lithuania, Mexico, and other countries). 

Olga Baranova

DOCA Press Secretary 

Translated by Nikolay Gavrilov


</PROJECTS/>>
</BLOG/>
DAYS OF CONTEMPORARY ART / MOSCOW

ПРОЕКТ DOCA РЕАЛИЗУЕТСЯ
ИНСТИТУТОМ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



ПАРТНЕРЫ МЕРОПРИЯТИЯ: / PARTNERS:



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ: / MEDIA PARTNERS: