2020DOCA 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013
Дни современного искусства / Days of Contemporary Art





Игорь Смекалов о деятельности Свободных художественных мастерских 1920-х годов и «миссионерах» русского авангарда 

5 марта состоялась публичная лекция Игоря Смекалова, исследователя раннего периода формирования школы ВХУТЕМАС – на этапе создания и открытия Свободных художественных мастерских.

Зарождение знаменитой школы дизайна ВХУТЕМАС происходило на базе творческих авангардных движений 1920-х годов. Это время «великой футуристической революции в России, не имеющей аналогов». На встрече Игорь Владимирович поделился собственными исследованиями искусства 1919–1921 гг. Публика увидела ранее не опубликованные или недавно найденные редкие материалы.

Можно выделить две основные линии повествования в лекции. Первая относится к абсолютно новому явлению в художественном мире: искусство, существующее, пусть и недолго, в условиях абсолютной свободы. Реформа всего образования, в том числе художественного, упразднение академического искусства отделяют на несколько лет искусство от государства, и организуется новое художественное пространство, где «свобода – основное условие объединения художников». Художник принадлежит самому себе, он «самоорганизующаяся» и «самоуправляемая величина».

Вторая линия повествования в лекции – искусство как культ. Наш гость неслучайно оперировал терминами «апостолы», «миссионеры» и пр. Для художников этого периода их идеи сродни религии, а их лекции – проповедям. Они фанатично преданные адепты своего учения.

Одной из причин организации Свободных художественных мастерских было поднятие культурного уровня масс. Масштабный проект «Утвердителей Нового Искусства» охватывал не Москву и Петербург, а всю Россию. И Казимир Малевич, и сопровождавший его в поездках Лазарь Лисицкий – вместе они мечтали о том, чтобы создать всероссийский УНОВИС. Лектор упомянул, что сохранности русского авангарда мы обязаны в том числе пространству провинциальных музеев.

И третье направление лекции – важный аспект, повлиявший в том числе на методику преподавания во ВХУТЕМАСе: искусство как эксперимент, красота эксперимента. Игорь Смекалов отмечает, что Малевич не учил супрематизму, супрематизм Малевича существовал как идея, высшая цель. А учились авангардисты через методы кубизма, абстракционизма и пр.

Живопись воспринималась как проект, выражающий идею, а супрематические формы – как «пространственно-временные формулы». Во ВХУТЕМАСе не было привычного преподавания рисунка и живописи, было построение пространства и цвета. Такие преподаватели, как Павел Флоренский с его «морфологией искусства», Владимир Фаворский с его идеями и теориями, формировали новое понимание искусства.

«Искусству нельзя научить, но можно выучиться», – говорил художник, преподаватель школы Давид Штеренберг.

Появление нового свободного искусства, «великой живописи, рожденной в страшное время», сформировало будущее страны. Это искусство было уникально в понимании роли художника и его влияния.

Игорь Владимирович Смекалов – член Союза художников России, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи (отдел графики ХХ века), преподаватель Московской школы мультимедиа и фотографии им. А. Родченко, автор монографий о художественных организациях начала 1920-х годов и реконструкций ряда авангардистских проектов. Сфера научных интересов– искусство первых послереволюционных лет, региональные центры авангарда, система Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). Работы Смекалова как художника находятся в Оренбургском областном музее изобразительных искусств, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Пресс-секретарь DOCA

Баранова Ольга

Igor Smekalov on the Activities of the Free State Artistic Workshops in the 1990s and ‘Missionaries’ of Russia’s Avant-Garde 

On March 5, Igor Smekalov, a researcher of the early period of VKHUTEMAS school’s formation at the stage of creation and opening of Free State Artistic Workshops, delivered a public lecture. 

The emergence of the renowned school of design called VKHUTEMAS took place on the basis of creative avant-garde movements of the 1920s. That was the time of the “great futuristic revolution in Russia, which is one-of-a-kind”. During the lecture, Mr. Smekalov shared his own research of art of 1919-1921. The listeners saw previously unpublished or recently found rare materials. 

The lecture told about two aspects. The first part was about a completely new phenomenon in the artistic world. It touched upon the fact: art exists, even if not for long, in absolute freedom. The overall educational reform, the abolition of academic art resulted in time gap between art and state. A new artistic space, where “freedom is the main condition for the union of artists” was created. The artists belong to themselves. They organise themselves and become independent. 

The second aspect concerned art as a cult. Our guest speaker had a reason to appeal to the terms ‘apostles’, ‘missionaries’, and other ones. For artists of that period, their ideas are similar to religion, and their lectures are like sermons. They are fanatically committed to their own teaching. 

Raising the cultural level of society was one of the reasons for the establishment of Free State Artistic Workshops. The major project covered all the country. Both Kazimir Malevich and Lazar Lisitsky accompanying him during travels dream to create the all-Russian UNOVIS. According to Igor Smekalov, it is the space of provincial museums that contributed to preservation of the Russian avant-garde. 

The third important aspect that influenced the teaching methods at VHUTEMAS can be formulated as art as an experiment and the beauty of the experiment. According to Mr. Smekalov, Malevich did not teach suprematism. It just existed as an idea, the highest goal. Avant-garde artists learned through the methods of cubism, abstractionism, and so on. 

Painting was perceived as a project expressing an idea. Suprematism forms were considered to be ‘space-time formulas’. VKHUTEMAS did not have the usual teaching of drawing and painting. It provided the classes of arranging space and colour. Lecturers such as Pavel Florensky with his ‘artistic morphology’ and Vladimir Favorsky with his ideas and theories formed a new understanding of art. 

“Art cannot be taught but it is possible to learn it,” said David Shterenberg, VKHUTEMAS artist and lecturer. 

The emergence of the new free art, “the great pictorial art born in terrible times", shaped the future of the country and was unique in its understanding of the role of the artist and his or her influence. 

Igor Smekalov is a member of the Russian Union of Artists, PhD in Art History, senior researcher at the State Tretyakov Gallery (Department of the Graphic Art of the 20th Century), teacher at the Rodchenko Moscow School of Multimedia and Photography, author of monographs on art organisations of the early 1920s and reconstructions of a number of avant-garde projects. His scientific interests include the art of the first post-revolutionary years, regional avant-garde centres, and the system of Free State Artistic Workshops (GSKhM). Mr. Smekalov’s artworks are kept in the Orenburg Regional Museum of Fine Arts as well as in private collections in Russia and abroad. 

Olga Baranova

DOCA Press Secretary

</BLOG/>
DAYS OF CONTEMPORARY ART / MOSCOW

ПРОЕКТ DOCA РЕАЛИЗУЕТСЯ
ИНСТИТУТОМ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



ПАРТНЕРЫ МЕРОПРИЯТИЯ: / PARTNERS:



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ: / MEDIA PARTNERS: