2020DOCA 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013
Дни современного искусства / Days of Contemporary Art



Акт самоотдачи как акт любви в творчестве Кайсюань Фэн 

Кайсюань Фэн – художница, которая живет и работает во Франции. 10 лет назад она приехала в Туркуэн в рамках межгосударственного сотрудничества, имея в багаже 4 года обучения по классу китайской традиционной живописи и каллиграфии в «Школе изящных искусств» г. Тяньцзынь. Интерес к эстетике и практике современного искусства побудил ее продолжить свою карьеру во Франции, где она получила «Национальный высший диплом пластической экспрессии». В работах Кайсюань Фэн соединяются исследования разных художественных направлений. Французское образование дало ей свободу в выборе средств самовыражения, будь то перформанс, фотография, каллиграфия, живопись или создание одежды. В проектах художницы повседневные материалы обретают символическую силу. Используя в своем творчестве буддийскую философию и разные способы и практики актуального искусства, Кайсюань создает тонкое гармоничное сочетание восточных и западных традиций и мировоззрений.

В рамках online public talk Международного фестиваля современного искусства DOCA Кайсюань Фэн рассказала о себе и представила ряд своих работ.

Основным художественным методом для нее является способ выражения через тело. По словам Кайсюань, художник – это тот, кто «живет с пустой рукой», только в этой безоружности рождается искусство. Когда используешь тело, искусство становится более полноценным, а лучший способ самоотдачи в искусстве – полная отдача через тело. Если и нужны инструменты или материалы, то только для того, чтобы еще больше оттенять собственную тональность. Поэтому в ее работах тело может быть и кистью, и фотоаппаратом, и самой картиной.

Как и положено увлеченному буддизмом, Фэн в своих работах обращает внимание на эфемерность и хрупкость как физических, так и метафизических понятий. Первый поставленный художницей перформанс «Свадьба» поднимает вопрос о позиции женщины в обществе, о символике и значении понятия «свадьба». Появившись перед зрителями в свадебном платье из пластиковых ложечек и предложив гостям воспользоваться ими для поедания свадебного торта, автор довольно быстро осталась в одном каркасе. Как говорит сама Кайсюань об этой работе: «Я вышла замуж за искусство перформанса».

Утонченное и опасное, по мнению Фэн, неразрывны. Момент красоты становится наиболее прекрасен и ощутим в условиях опасности. Об этом ее проект «Самоотверженность тела» – тонкая, акварельно-хрупкая живопись на теле, испещренном текстами о самых глубоких человеческих страхах.

Обыгрывая разные значения французского слова maîtresse (хозяйка, госпожа, любовница), Кайсюань Фэн создает серию графических работ из кофейных фильтров, преображенных рисунками с помощью туши. Следы кофе от каждого пришедшего в ее дом – как «скрытый пейзаж» души человека. Традиционная чайная церемония также превращается в перформанс «Хозяйка». Заваривание чая представляется как любовное излияние: на хозяйке платье из пакетиков чая, чай льется по телу и наполняет стаканчики 24 приглашенных мужчин. Теплая жидкость, проникающая в тела гостей, сродни любовной жидкости, перетекающей от человека человеку. Каждый перформанс у Кайсюань Фэн имеет продолжение, так и в этом случае: из шарфов, выданных 24 гостям, художница позже создаст «пальто множественной близости». В этом пальто она сделает серию фото. И платье, и пальто будут выставляться. Как в религиозном перерождении, объекты работ Кайсюань трансформируются, перетекают в новые формы и ее новые проекты.

Тема самопожертвования и перерождения продолжается в серии фото в заброшенных пустынных местах, где фото – не просто фиксация места, а своего рода его одушевление – жизнь после жизни. Драматичность самих фото – отсыл художницы к культурной революции в Китае, свидетелями которой были ее родители.

Возможность перевоплощения, художественная реинкарнация наиболее точно нашли свое выражение в работе «Чернильные волосы». Перформанс-ритуал, в котором волосы – связь с миром телесным, чувственным, а тело художницы – каллиграфическая кисть. 

Пресс-секретарь DOCA

Баранова Ольга

An Act of Self-Sacrifice as an Act of Love in Kaixuan Feng’s Works 

Kaixuan Feng is an artist living and working in France. She came to Tourcoing 10 years ago as part of a collaboration initiative. Ms. Feng had 4 years of training in Chinese traditional painting and calligraphy at the School of Fine Arts of Tianjin. Her interest in the aesthetics and practice of contemporary art encouraged her to continue her career in France. There she got the Higher National Diploma of Plastic Art Expression. Kaixuan Feng’s work is based on research in various artistic fields. The mobility of her French education gave her the freedom to choose her means of expression including performance, photography, calligraphy, painting, and fashion design. Everyday materials gain symbolic power in her projects. Using Buddhist philosophy and different methods and practices of contemporary art, Kaixuan Feng creates a subtle and harmonious combination of Eastern and Western traditions and worldviews. 

Ms. Feng told about herself and presented a number of her works within the online public-talk held as part of the DOCA festival. 

Her body is the main way the artist expresses herself. According to her, an artist is someone who ‘lives with empty hands’. Only that ‘unarmedness’ makes it possible to give birth to art. When you use the body, art becomes more complete. According to Kaixuan Feng, the best way to give yourself to art is through your body. If you need tools or materials, it is only to shade your tonality. That’s why the body can be a brush, a camera, and the painting itself in her artworks. 

Being passionate about Buddhism, Kaixuan Feng pays attention to the ephemerality and fragility, both physical and metaphysical concepts in her works. The artist’s first performance titled Wedding touches upon the position of women in society, the symbolism and meaning of the concept of the wedding. The author appeared in front of the audience in a wedding dress made of plastic spoons. She asked guests to take them to eat a wedding cake. There was only a frame of the author’s dress after a while. As Kaixuan Feng comments that work, “I married the art of performance”. 

According to Ms. Feng, the sophisticated and the dangerous are inextricable. The moment of beauty becomes the most beautiful when we sense the danger. This is what her project Self-Sacrificing Body is about. It is a subtle and brittle painting on the body covered with texts about the deepest human fears. 

Playing on the different meanings of the French word ‘maîtresse’, Kaixuan Feng creates a series of graphic works made of coffee filters transformed by drawings with ink. The traces of coffee from everyone who comes to her house are like a ‘hidden landscape’ of the human soul. The traditional tea ceremony is also transformed into Mistress performance. Brewing tea is presented as a love outpouring: the hostess wears a dress made of teabags. The tea pours over her body and fills the glasses of 24 men invited to the house. Warm liquid penetrating the guests’ bodies is like a love liquid. Each performance by Kaixuan Feng has its sequel, in this case too. The artist will later create a ‘coat of multiple intimacy’ from scarves given to the 24 guests. She will make a series of photos in this coat. Both the dress and the coat will be exhibited. The objects of Kaixuan Feng’s works are transformed like in religious rebirth. They acquire new forms and new designs. 

The theme of self-sacrifice and rebirth continues in the series of photos in abandoned desert places. The photo is not just a fixation of a place, but a kind of its animation symbolizing life after life. The drama of the photos lies in the reference to the cultural revolution in China witnessed by the artist’s parents. 

Kaixuan Feng expressed the possibility of transformation and artistic reincarnation accurately in the Ink Hair performance. This performance is a ritual, in which hair is a connection to the material and the sensual. The body of the artist serves as a calligraphic brush. 

Olga Baranova

DOCA Press Secretary 

Translated by Nikolay Gavrilov


</BLOG/>
DAYS OF CONTEMPORARY ART / MOSCOW

ПРОЕКТ DOCA РЕАЛИЗУЕТСЯ
ИНСТИТУТОМ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



ПАРТНЕРЫ МЕРОПРИЯТИЯ: / PARTNERS:



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ: / MEDIA PARTNERS: