< Дни современного искусства / DOCA / Days of Contemporary Art / Москва
2020DOCA 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013
Дни современного искусства / Days of Contemporary Art





Реконструкция прошлого как один из методов Альбины Мохряковой

В ноябре 2019 г. победителем премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» стала выпускница мастерской видеоарта Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, режиссер и художник Альбина Мохрякова. В рамках фестиваля DOCA состоялась встреча с Альбиной, где она предложила поговорить о современных методах повествования в видео и поисках истории для создания художественного проекта. Альбина получила премию за свою дипломную работу – короткометражный фильм «Каэгха», который она и представила публике DOCA-talk.

Фильм снят на основе воспоминаний автора о девушке, с которой она жила в одной комнате в общежитии, и ее дневниковых записей. «В 2013 г. я слышу новость о гражданке России, которая убила офицера ливийской армии, отомстив тем самым за казнь Каддафи. Международный скандал: посольство России покидает страну, судьба девушки неизвестна. В героине репортажей я узнаю свою соседку по комнате в студенческом общежитии. Спустя несколько лет в Web Archive я нахожу ее заблокированный дневник, который позволяет взглянуть на эту историю с другой стороны».

История, положенная в основу фильма, восстанавливалась и собиралась, как пазл. Основываясь на личном опыте, режиссер гармонично вплела в мир документалистики эстетику видеоигр, театральной инсценировки и триеровскую ручную камеру. При этом в основе повествования авторский метод – реинакмент, погружение в прошлое или реконструирование событий.

«Каэгха» – фильм без ответов. Вся картина – один большой открытый вопрос: об этике, нормах морали, добре и зле, ложности, иллюзорности наших представлений друг о друге. О том, как часто реальность и воображение сменяют друг друга. В фильме поднимаются темы и скрытой агрессии, и одиночества, и воздействия СМИ и массовой культуры на личность. Автор рассказывает, как человек способен влиять на ход исторических событий. И как личная история становится художественным произведением.

На примерах своего фильма и работ своих коллег Альбина раскрыла возможные способы повествования сюжета в видеоарте, показала, как компьютерная игра может стать основой видеоперформанса (работа Полины Канис «Яйца») или как классическая живопись может быть озвучена перепиской в соцсетях (видео Альберта Солдатова «Бальтус»). «Сюжет – это пластичная схема, и как с ней работать, художник решает сам».

По мнению Альбины, визуальный тип мышления становится более распространенным в настоящее время, и современному человеку получение знания и информации доступнее и интереснее через видео. Художник посоветовала тем, кто хочет заниматься видеоартом, фиксировать и запоминать реальность через чувственную память, а не только через память телефонов и других девайсов.

Краткая справка. Альбина Мохрякова – режиссер сервиса вопросов и ответов Яндекс.Кью. Окончила Новосибирский государственный университет (факультет филологии), в 2018 г. – Школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (мастерская видеоарта Кирилла Преображенского и Дмитрия Венкова). В 2018 г. представляла Россию на международной выставке арт-школ Artagon IV (Франция, Париж). Участница выставки «Бергман. Метаморфозы» и кинофестивалей «Artdocfest» и «Дух Огня». Коллективная видеоинсталляция ICE была показана в резиденции Роберта Уилсона (Watermill Center, Нью-Йорк).  

Пресс-секретарь DOCA

Ольга Баранова   

Reconstruction of the Past as a Method by Albina Mokhryakova

 

In November 2019, Albina Mokhryakova, graduate of the Video Art Workshop of the Rodchenko School, was the winner of the Kandinsky Prize in a nomination ‘Young Artist. Project of the Year’. A meeting with the artist and director took place within DOCA festival. The author suggested discussing modern methods of narration in video and looking for the plot of an artistic project. Albina Mokhryakova received an award for her graduation work, the short film titled Kaegha that she presented to the audience of DOCA-talk.

 

The film was based on the author’s diary notes and her memories about a young woman with whom she had lived in one room in a dormitory. “In 2013, I heard the news about the Russian woman who killed a Libyan army officer this revenging for the Muammar Gaddafi’s execution. There was an international scandal; Russia’s Embassy left the country. That woman’s fate remains unknown but I recognise my dormitory roommate in her. Several years later, I found her blocked diary on Web Archive. Thanks to it, we can see this story from a different perspective”.

 

The story, on which the film was based, was reconstructed and pieced together as a jigsaw puzzle. Based on her personal experience, the director harmoniously intertwines the esthetics of video games, theatrical performance, and a hand-held camera into the documentary world. The author’s method – reenactment, immersion into the past and reconstruction of the events, lies in the basis of the narration.

 

Kaegha is a film without answers. The whole film is a big open question about the ethics, moral norms, good and evil, falsity and illusiveness of our views of one another. This is about how the reality and imagination replace each other. The film touches upon the topics of hidden aggression, loneliness, the influence of media and mass culture on a person. The author tells about how a person can influence the course of history and how a personal story becomes a piece of art.

 

On the example of her film and works of her colleagues, Albina Mokhryakova revealed the possible ways of narration in video art as well as a computer game can become the basis of video performance (Eggs by Polina Kanis) or classic painting can be voiced by social media messages (Baltus video by Albert Soldatov). “The plot is a flexible scheme. It is for the artist to decide how to work with it”.

 

According to Albina Mokhryakova, visual type of thinking is now becoming the most widespread. It is more interesting and accessible for modern people to perceive information through videos. The artist advised those wishing to do video art to capture and remember the reality through their sense memory, not only the memory of phones and other devices.

 

Albina Mokhryakova is engaged in media video and performance. She is the director of the Yandex.Q question-and-answer service. She graduated from the Novosibirsk State University, Faculty of Philology and the Rodchenko School of Photography and Multimedia, Video Art Workshop of Kirill Preobrazhensky and Dmitry Venkov (2018). In 2018, she represented Russia at the international exhibition of art schools called Artagon IV (France, Paris). Participant of ‘Bergman. Metamorphoses’ exhibition and ‘Artdocfest’ and ‘Spirit of Fire’ cinema festivals. ICE collective video installation was demonstrated in the residence of Robert Wilson (Watermill Center, New York).

 

Olga Baranova

DOCA Press Secretary

</BLOG/>
DAYS OF CONTEMPORARY ART / MOSCOW

ПРОЕКТ DOCA РЕАЛИЗУЕТСЯ
ИНСТИТУТОМ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ПАРТНЕРЫ МЕРОПРИЯТИЯ: / PARTNERS:



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ: / MEDIA PARTNERS: