2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013
Дни современного искусства / Days of Contemporary Art



«Муки творчества» как процесс работы. Поиски темы и сложности, возникающие на этом пути, в авторском семинаре Фрэнка Родика 

Фрэнк Родик – художник, специализирующийся на фото, обладатель множества наград и грантов. Работы Фрэнка публикуются и выставляются по всему миру, находятся в коллекциях музеев многих стран. Кроме того, Фрэнк – практикующий профессиональный психотерапевт с 20-летним стажем и опытный преподаватель, разработавший авторские семинары для художников, посвященные совершенствованию творческого процесса. В центре внимания Родика способы активизации творческого процесса для состоявшихся художников и для студентов.

Слушателям Международного фестиваля современного искусства DOCA художник представил размышления о значении творчества, о фундаментальных аспектах, помогающих творческому процессу развиваться, и о факторах, препятствующих ему. Соединяя в равной степени две профессии – практикующего психотерапевта и фотографа, Фрэнк рассматривает этот процесс с обеих позиций.

Основным и наиболее значительным направлением в искусстве для него является экспрессионизм, и на примере картины Винсента Ван Гога «Пшеничное поле с воронами» Фрэнк представил идею, что в каждом произведении искусства существуют два фундаментальных момента: тема, провоцирующая, волнующая художника, так называемый триггер, и более глубокий слой – истинная тема. В картине Ван Гога таким триггером является поле, а истинной темой – возможно, ощущение одиночества и потерянности.

Работа художника состоит в том, чтобы через побуждающий объект найти истинную тему изображаемого. По мнению Фрэнка, художник не начинает с глубокой темы, он пробирается к ней через внешние, побуждающие факторы. Истинная тема всегда личная, эмоциональная, ее описание чаще всего возможно только через выразительность образного языка искусства. И разница между искусством и иллюстрацией как раз состоит в том, что во втором случае нет истинного глубокого смысла, а есть только одно изображение.

Пути поиска реальной, истинной темы и сущности предмета художественной работы для Родика – в самом процессе работы. Творчество, по мнению гостя, – это путь, по которому надо идти, не имея на руках карты. Начать работу и продолжать ее, не зная, куда она вас приведет, терять себя, быть недовольным собой. Чувство потерянности на этом пути для Фрэнка одно из ключевых: ты не потеряешься, когда идешь по кем-то протоптанному пути, твой собственный путь не может быть без ошибок и неудач. Важнейшей составляющей в поисках истинного объекта искусства является умение работать не покладая рук, не переставая, работать много: 10 тысяч неудачных работ обязательно превратятся в несколько стоящих. Совершать ошибки, не бояться ошибаться и идти дальше. Сравнивая труд художника с работой водопроводчика, Фрэнк говорит о необходимости работать без вдохновения, не ожидая подходящего времени или подходящего места. Именно такая безостановочная работа приближает художника к созданию истинного предмета искусства.

На протяжении процесса работы над произведением художник советует формировать осознанность, для того чтобы понять, что волнует именно тебя, что является для тебя важным. Прежде чем выражать какую-то эмоцию, надо ее исследовать, недостаточно просто чувствовать, надо анализировать. По его мнению, на зрителя наибольшее влияние оказывают произведения, в которых есть личная боль и личные переживания. Уязвимость художника, его открытость и честность с нами – это то, что не может оставить нас равнодушными, то, от чего у зрителя захватывает дух. При этом, по мнению Родика, создавая произведение искусства, нужно ориентироваться не на публику, а на себя. Вопрос: может ли художник быть счастливым, создавая истинное искусство? 

Пресс-секретарь DOCA

Баранова Ольга

Throes of Creation as a Working Process. Searching for Topics and Challenges Faced by an Author in the Original Webinar by Frank Rodick 

Frank Rodick is a photo-based, laureate of a number of awards and grants. His works are published and exhibited worldwide and are kept in the museum collections in many countries. Mr. Rodick is also a trained psychotherapist who practiced for over twenty years, an experienced lecturer, and author of original workshops on improving authors’ creative processes. The speaker focuses on the ways to enhance the creative process of both established artists and students. 

The artist shared his reflections on the significance of creativity, fundamental aspects helping to develop the artistic process, and the challenges that authors can face. Combining the two professions of a psychotherapist and photographer, Frank Rodick considers the creative process from both perspectives. 

For him, expressionism is one of the most significant art movements. On the example of Vincent van Gogh’s painting titled Wheatfield with Crows, Mr. Rodick presented the idea of the two fundamental aspects in any artworks. The first one is about triggering topic that excites the author. The second one is about the real topic, which is much deeper. The trigger of the Vincent van Gogh’s painting is the wheatfield. However, the true topic is probably the feeling of loneliness and feeling lost. 

The artist’s task is to find the true topic of what is depicted through an inducing object. According to Frank Rodick, the artist does not start with a deep topic but gets to it through external inducing factors. A true topic is always personal, emotional, the description of which is most often possible only through the expressiveness of the imaginative language of art. The difference between art and illustration is that in the second case there is no true deep meaning: there is only an image. 

For Frank Rodick, finding the true topic and the essence of the object of an artwork take place in the process of work. Creativity, according to the guest speaker, is the path one should go without a map. You should start working and continue doing so without knowing where it will lead you. You should lose yourself and be dissatisfied with yourself. The feeling of being lost on this path is one of the key things for Mr. Rodick. According to him, you won’t get lost when you follow someone’s path and your own path can’t be without mistakes and failures. The most important component of looking for the true object of art is the ability to work diligently and tirelessly and to do a lot of work. For instance, 10000 unsuccessful works are sure to result in several good ones. One should make mistakes and go further not being afraid of failures. Comparing the artist’s work to a plumber’s job, Frank Rodick emphasizes the need to work without inspiration, without waiting for the right time or the right place. It is that kind of non-stop work that brings the artist closer to creating a true masterpiece. 

The artist advises to form your awareness throughout working on your project: to understand what you are concerned about and what is important to you. Before expressing an emotion, you have to explore it. It is not enough just to feel it, you have to analyse it. According to Mr. Rodick, the viewer is most influenced by works containing the author’s personal pain and worries. The vulnerability of the artist, his or her openness and honesty with the viewer are something that cannot leave us indifferent. That is something that takes the viewer’s breath away. At the same time, according to Frank Rodick, one should focus not on the audience but on oneself when creating an artwork. The question is: can a true art creator be happy? 

Olga Baranova

DOCA Press Secretary 

Translated by Nikolay Gavrilov


</PROJECTS/>>
</BLOG/>
DAYS OF CONTEMPORARY ART / MOSCOW

ПРОЕКТ DOCA РЕАЛИЗУЕТСЯ
ИНСТИТУТОМ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



ПАРТНЕРЫ МЕРОПРИЯТИЯ: / PARTNERS:



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ: / MEDIA PARTNERS: