2020DOCA 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013
Дни современного искусства / Days of Contemporary Art





Где водятся волшебники, или реальные проекты мечтателей «Варенъйе организм» 

Встреча с группой художников проекта «Варенъйе организм» состоялась онлайн 2 апреля. Ребята подключились почти полным составом, и получился увлекательный разговор «О проектах новехоньких и не очень». Основной состав группы – это друзья детства Онтон Абстракт и Митя Урби Соколов, чуть позже к ним присоединился Фёдор Гетманов. Как проект ребята существуют с конца 2000-х, придумывают объекты, предметы, инсталляции и целые игровые пространства. Определить, в каком направлении или стиле создаются работы, непросто. Графический дизайнер, лингвист и журналист называют себя дилетантами в искусстве, не имеющими академического художественного образования, но именно у этих художников есть уникальное сегодня свойство привносить абсолютно свежее и новое в образы, слова и смыслы, трактовки, хотя, казалось бы, уже столько всего придумано.

Если вы зайдете на их сайт http://varenye.com/, то увидите их собственное описание и понимание своей «задачи»: «Варенъйе организм – это союз художников-молекул. Это футуристический фан-апперкот, объектный активизм, абстрактный экспириенс, провокация, ирония и абсурд, который можно потрогать руками, носить на себе, а иногда даже посидеть внутри и съесть».

 

Это действительно намешанное насыщенное варенье: из футуристических текстов собственного выдуманного языка «космосок», цветовой палитры, вдохновленной поп-артом и группой «Мемфис», всех видов игр – от олдскульных на улице до виртуальных у компьютера, освоения разных видов технологий. Некоторые проекты можно отнести к направлению паблик-арт и дизайн интерьера, но начало было положено в разработках дизайна одежды.

 

Компания «друзей с прибамбасом» очень хотела «заниматься чем-нибудь странным» и придумала «Варенъйе» – набор аксессуаров и костюмов, абстрактных геометрических форм, которыми можно себя облепить и прилепиться к такому же облепленному, соединяясь с ним с помощью кнопок на одежде, создавая таким образом новый организм. Построено было всё на системе конструктора, из которого ты сам можешь строить разные комбинации. Проект, внутри которого уже была заложена идея помочь отбросить страхи, комплексы и предубеждения, поддеть стереотипы и вывести из зоны комфорта, помочь стать более гибким к обстоятельствам. Так появилась первая коллекция. Проект, родившийся из игры, был замечен компанией «Кока-кола» и стал первым коммерческим проектом группы.

Вскоре появился и выдуманный язык «космосок», как говорят сами ребята, не без влияния наследия футуристов и языков и речевых экспериментов начала XX в.

Концепция создания «тренажеров», а не просто арт-объектов родилась из наблюдения за реакцией людей на их проекты. Не всем так очевидно, что конструкторы на то и конструкторы, чтобы их трогать, собирать, разбирать. Нужно преодолеть стеснение, подойти и начать, и это напоминает попытку «прокачать» себя.

Во всех своих проектах художники предлагают выпустить свои странности наружу, свою индивидуальность, считая, что «мир становится гомогенным». Разрешают то, что обычно запрещено, как, например, в проекте «Можно» в Николо-Ленивце в 2014 г. Будучи кураторами детского Архстояния, художники придумали и «Безопасную розетку», куда можно засовывать пальцы, и огромные носы, в которых можно было не то что ковыряться, а залезать внутрь. И всё «под пристальным взглядом Марины Абрамович», подглядывающей в дуплах и гнездах вокруг.

«Наша миссия – зарождать новые синапсы с помощью технологических игр и непривычного поведения. Наши штуковины – тренажеры, пробуждающие юность сознания и потребность в игре. Мы верим, что именно дети должны управлять Вселенной».

В этом легком игровом посыле на самом деле заключена настоящая истинная суть творчества: сохранять незашоренность, незамутненность сознания, быть открытым к экспериментам, не бояться и мечтать.

Продолжая создавать инсталляции и арт-объекты, художники активно работают над онлайн-проектами: онлайн-тренажер «Метод-машинка» и «Энциклопедические паттерны» – только часть из них. Мечтают реализовать «Музей жизни» – это тоже своего рода игра, некий квест, где ты должен пройти основные этапы: социализации, накопления знаний, творчества, любви и пр. Мечтают найти инвесторов для создания собственного парка. Как они выразились, «в поиске своего дона Гуэля».

В конце встречи на вопрос о том, не хотят ли они вести авторскую мастерскую на нашем фестивале, ребята с радостью ответили, что, конечно, зовите. Надеемся, что наше сотрудничество продолжится, и мы сможем предоставить им возможность «заразить» нас всех методом превращения мечты в реальность. 

Пресс-секретарь DOCA

Баранова Ольга

Varenye Organizm: Where Wizards Live and Projects by Real Dreamers 

The meeting with a group of artists of Varenye Organizm project took place online on April 2. The group with almost all of its members talked about their recent and not too recent projects. The main part of the group includes Onton Abstract, and Mitya Urbi Sokolov. Fyodor Getmanov later joined their collective. Their project has existed since the late 2000s. Varenye Organizm members invent objects and develop installations and entire playing spaces. It is not easy to choose one direction or style for creating works. Graphic designer, linguist, and journalist call themselves amateurs in art who have no academic art education. However, these artists who have a unique ability to bring absolutely fresh and new ideas to images, words, meanings, and interpretations. 

If you visit their website http://varenye.com/, you will see their own description and understanding of their task: “Varenye Organizm is a union of artists-molecules. It is a futuristic fun-uppercut, object activism, abstract experience, provocation, irony, and absurd. You can touch it with your hands, wear it, and sometimes even sit inside it or eat it”. 

It’s really an entire mixture including the futuristic texts in the group’s own fictional language called ‘kosmosok’ (‘small space’), the color palette inspired by pop art and the Memphis group, all kinds of games from old street games to virtual video games, and mastering different technologies.  Some projects can be attributed to public art and interior design. However, the project’s beginning took place within the development of clothing design. 

The company of friends wanted to do something strange and worked out Varenye, which is a set of accessories and suits having abstract geometric shapes. One can attach them to oneself and stick to a person clothed the same way by connecting to it with buttons on one’s clothes, thus creating a new organism. It was like a construction kit making different combinations possible. The project’s idea was to help people put aside their fears, complexes, and prejudices, to question stereotypes, to take people out of the comfort zone, and to help them become more flexible to any circumstances. That is how the first collection appeared. Being a result of a game, the project was noticed by the Coca-Cola company and became the first for-profit project of the group. 

Their fictional language called ‘kosmosok’ appeared very soon as well. The group members were influenced by the heritage of the futurists and language- and speech-related experiments of the early 20th century. 

The concept of creating simulators rather than ordinary art objects appeared when the group members watched people’s reactions to their projects. It is not so obvious to everybody that projects similar to construction kits need to be touched and played with. People have to overcome their shyness, come closer, and start playing. It is like trying to level up oneself. 

In all their projects, artists give their viewers the opportunity to let their strange things out, demonstrate their individuality, and believe that “the world becomes homogeneous”. They allow what is usually forbidden. Their project called ‘You are Allowed’ in Nikolo-Lenivets in 2014. As curators of the Archstoyanie festival, the artists have also developed the Safe Socket project where one can stick one’s fingers. They also designed huge noses and one could get inside them. And all that took place under the watchful gaze of Marina Abramovich whose eye looked at the visitors from a nest in a tree as part of another installation. 

“Our mission is to create new synapses through technological games and strange behavior. Our projects are simulators that awaken the youth of our consciousness and the need to play. We believe that it’s children who should control the universe”. 

The true essence of creativity can be seen in that message. One should preserve the purity and objectivity of consciousness and be open to experimentation. One shouldn’t be afraid of dreaming. 

The artists keep creating installations and art objects. They also work on online projects actively. Those include Method Machine online simulator and Encyclopedic Patterns. The artists have a dream to fulfil the so-called Museum of Life. It is a kind of game, a kind of quest where one has to undergo certain phases: socialization, accumulation of knowledge, creativity, love, and so on. They also dream of finding investors to create their own park. As they put it, they “are looking for their Don Güell”. 

At the end of the meeting, we asked the artists whether they wanted to deliver their original workshop at our festival. Varenye Organizm members willingly accepted that offer. We hope that our cooperation will continue and we will be able to give them the opportunity to ‘infect’ us all with the method of turning dreams into reality. 

Olga Baranova

DOCA Press Secretary
</BLOG/>
DAYS OF CONTEMPORARY ART / MOSCOW

ПРОЕКТ DOCA РЕАЛИЗУЕТСЯ
ИНСТИТУТОМ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



ПАРТНЕРЫ МЕРОПРИЯТИЯ: / PARTNERS:



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ: / MEDIA PARTNERS: