Мастерская Марии Алигожиной
«Лаборатория творческого эксперимента»
Иван Агашичев, Руслан Ахмедов, Анастасия Ваулина, Максим Вилков, Анастасия Герасименко, Анастасия Губина, Мария Гущина, Арина Зайцева, Лидия Иванова, Анна Легостаева, Мария Михайличенко, Мария Савицкая, Екатерина Тимкова, Александр Цветков
I love play too – это камерная экспозиция, где зрители смогут познакомиться с серией фактов о том, в какие игры играет мозг с нашим сознанием и подсознанием. Мозг – наш главный соратник и друг, а порой грубиян и хитрюга, который наводит иногда шороху в эмоциях и действиях, реагируя остро или замирая там, где не надо. Он научился действовать как может и хочет, а мы, благодаря науке и исследованиям можем узнать, в какие игры он играл в детстве и продолжает играть с нами сейчас. Стоит только получше с ним подружиться, познакомиться с правилами игры и поставить себе задачку победить в том или ином случае. Пластилин выбран в качестве основного материала для создания объектов, как вещество, отображающее гибкость и обучаемость мозга. Понимание того, как устроен наш мозг дает нам возможность сделать из него самого надежного партнера и товарища в своих играх. Предупрежден, значит вооружен. Знаешь, что с тобой играют, значит уже в игре.
Екатерина Тимкова У мозга есть центр удовольствия, который позволяет нам узнать, когда что-то доставляет приятные ощущения. В данной работе звезда символизирует данный центр, и я предлагаю вам дорисовать её. 1. Возьмите пластилин, нагрейте его в руках, вложите в этот кусочек все мысли, которые приносят вам удовольствия. 2. А потом нанесите его на холст, как вам захочется.
«Освободи меня» Инструкция к просмотру: 1. Освободите свой разум от других мыслей 2. Попытайтесь найти образ 3. Что вы видите? 4. Что вы чувствуете? 5. Можно картина неправильно стоит?! Покрутите! Возьмите ее в руки и измените ее положение! 6. А может нужно отойти подальше? Сделайте 3 шага назад. Что-то изменилось? 7. Какое название вы бы дали этой абстракции?
Позвольте картине задавать вопросы, а не наоборот. На самом деле на этой картине нет образа, ваше сознание само придумала его. Мозг играет с нами в игру. Она называется «Апофения». Эффект состоит в том, что люди часто видят особые взаимосвязи и закономерности между случайными событиями или распознают несуществующие образы в объектах природы и разных предметах. Человек придаёт большое значение этим связям, не подвергая сомнению свои выводы. Примером может послужить выискивание в кофейной гуще особо значимых образов и символов, с последующей интерпретацией и предсказанием будущего.
Именно после пробуждения ото сна мы все ещё эмоционально пребываем там.
Дело в том, что наш мозг не отличает сны от реальности. Именно поэтому сонный паралич кажется настоящим, и боимся мы его по- настоящему. Зачастую поэтому после кошмаров мы опустошены и напуганы, мозгу сложно переключиться и проснутся в реальности. К тому же у нас есть ген Period-3, или Per-3, отвечающий за эмоции и сны одновременно. Мария Савицкая Вы когда-нибудь смотрели на облака, различая среди них барашков, собачек, человеческие лица и другие фигуры? Если да, то вы в хорошей компании. Ведь это свойственно не только большинству людей, но и обезьянам и даже нейронным сетям «Гугл». По мнению современных нейробиологов, способность видеть лица в облаках связана со способностью к творчеству, которую сейчас принято называть креативностью. В чем же ее суть? Научный термин «парейдолия» означает восприятие знакомых обьектов в случайных изображениях, абстрактных вещах или рисунках. Этот термин происходит от греческих слов «пар» - «рядом», «вместо» и «вібло» - «образ», «форма». Парейдолия возможна не только в визуальной сфере, но и в звуках, и в восприятии вообще. Является ли любое восприятие иллюзией? В тот момент, когда буквы превращаются в осмысленные слова, а точки и линии - в человеческие лица, что здесь реальность, а что вымысел? Внешний мир должен быть каким-то образом воспринят и интерпретирован, для того чтобы внутренний мир имел какой-то смысл. И полная иллюзия или галлюцинация не должна подменять творческую интерпретацию реально существующего мира. Все-таки плывущего по небу барашка еще никому не удавалось поджарить.
Лидия Иванова, Анна Легостаева Дежавю или дежа вю (фр. déjà vu [de.ʒa.vy] — «уже виденное»); Жамевю, или жаме вю (фр. jamais vu [ʒa.mɛ.vy] — «никогда не виденное»). И дежавю, и жамевю являются симптомами дереализации (состояние, при котором человек перестаёт воспринимать окружающий его мир - возникает ощущение нереальности происходящего, будто ты находишься в игре или во сне). Два одинаковых человечка из пластилина символизируют астральное тело (что-то, находящееся за пределами реальности), а также указывают на схожесть данных эффектов. Зеркала олицетворяют собой разность этих явлений: дежавю - повторение (поэтому с одной стороны расположено несколько зеркал), жамевю - неузнавание знакомого (искаженое зеркало).
Мария Гущина Теменная часть головного мозга - высшее, что есть у человека. Именно она отвечает за наши представления о мире, о других людях, о самой/ом себе, в том числе она включает в себя очень абстрактные моральные принципы. Из теменной части мы пытаемся чем-то рулить. А лобная кора - она про поесть, поспать, поиграть, полениться. И выбор, что будет в большей степени руководить человеком, зависит только от самого человека.
Взять фонарик телефона и посветить в отверстие сверху коробки и далее с других сторон. Когнитивное искажение, психологический эффект, заключающийся в тенденции к переоценке того, насколько действия человека и его внешний вид заметны для окружающих. Смысл эффекта прожектора состоит в том, что заметность внешнего вида человека и его действий преувеличивается им самим, будто освещается прожектором. Специалисты полагают, что этот психологический феномен зарождается в глубоком детстве, когда маленький ребенок обучается бытовой жизни. Родители очень внимательно следят за его деятельностью, комментируют многие отдельные действия, поправляя, объясняя, иногда критикуя и хваля. Именно такое взаимодействие со значимыми взрослыми создает впечатление, что вся активность находится под пристальным вниманием и вызывает неподдельный интерес. На протяжении нескольких лет семья формирует самооценку и самовосприятие ребёнка. Родные особенно часто уделяют внимание недостаткам, нередко игнорируя достижения, что зарождает, в свою очередь, ощущение, что окружающие безустанно оценивают нас и подмечают негативные качества. В реальности люди не особенно увлечены чужими недостатками, они зачастую не замечают недочётов в поведении и внешности. У большинства людей нет привычки присматриваться к прохожим и концентрировать всё своё внимание на другом человеке, так как они всецело поглощены своими мыслями и заботами.
Когда вы перетруждаетесь, ваш мозг устаёт и не хочет работать из-за стресса, тяжелой работы или эмоционального перенапряжения я предлагаю снять с вашего мозга всю тяжесть и вспомнить, какими вы можете быть буквально оторвите кусочек грязного розового пластилина и все увидите
«Отвратительное = приятное» В нашем мозге предсознательный механизм постоянно ищет в окружающем мире потенциальные источники опасности. Информация о них, обходя сознание, передается в виде эмоциональных сигналов, которые и вызывают нежелательные мысли. Каждый из нас иногда ловит себя на неправильных, пугающих или мерзких мыслях. Склониться над милым младенцем и вдруг подумать: «Я могу легко взять его и выкинуть в окно». Утешать друга, пережившего крах в личной жизни, и тайно смаковать унизительные детали его рассказа. Ехать с родственниками в машине и в деталях представлять себе, как вы теряете управление и выезжаете на встречную полосу.
Даже не думай говорить "у меня такого не было". Было. И не раз. Когда мы слушаем мелодию, мы воспринимаем ее как цельный объект в тональном пространстве. Больше того, мы даже можем узнавать эту мелодию, когда она слышна с разных «точек зрения» в тональной системе отсчета. И вот это и есть, пожалуй, самая мощная визуализация музыки.
С каждым новым прослушиванием песни мы слышим всë больше и больше тех самых мелодий. Экспозиция в виде комнаты с кучей инструментов показывает это явление. Иван Агашичев, Анастасия Ваулина А что я здесь хотел? Это случалось со всеми. Возвращаешься за ключами, но стоит зайти в комнату - сразу забываешь, за чем шел. "А что я здесь хотел?" - вопрошаешь ты в пустой комнате. И возвращаешься обратно, откуда пришел. По мнению психологов, в результате прохождения через дверной проем и входя в другое помещение, в головном мозге создается «мозговой блок». То есть, проходя через открытую дверь, память сбрасывается, чтобы освободить место для нового эпизода. Это явление и носит название «эффект дверного проема». Такие провалы в памяти могут вызвать конфуз, но в то же время это довольно распространенное явление.
Ложные воспоминания называются конфабуляцией – это то, чего не было в реальности, но вы думаете, что было. Вы можете при разговоре с приятелем рассказать ему о каких-то своих детских моментах, думая, что все описанное вами происходило в жизни, однако этого не было. Это происходит из-за того, что мозг выстраивает воспоминания, основываясь на информации, которую получил уже после события. По-другому это явление называется «честная ложь».
Руслан Ахмедов Несоответствие между тем, во что верят люди, и тем, как они себя ведут описывает когнитивный диссонанс. Внутренний конфликт, который возникает у человека при столкновении противоречащих друг другу убеждений. Этим диссонанс вызывает чувство дискомфорта и напряжения. Человек испытывает неприятные эмоции: тревогу, злость, стыд, вину — и стремиться избавиться от этого путем самообмана мозга, он защищается и преодолевает это. Человек вечно ведет войну с самим собой в своей же голове для достижения психической стабильности, приближения к идеалу и целостности своего «я». Что скажете? |
Maria Aligozhina’s Workshop ‘Creative Experiment Laboratory’
We just need to become closer friends with our brain, familiarize ourselves with the rules of the game, and set ourselves the goal of winning in one way or another.
Understanding how our brain works makes it possible for us to turn it into the most reliable partner and companion in our games. Forewarned is forearmed. If you know that you are being played with, you are already in the game.
Ekaterina Timkova
In fact, there is no image on this painting. Your mind has created it on its own. The brain is playing a game with us. It is called ‘apophenia’. Its essence lies in the fact that people often see special connections and patterns between random events or recognize non-existent images in natural objects and various items.
Search for significant images and symbols in coffee grounds followed by interpretation and prediction of the future can serve as an example here.
Maria Savitskaya
Pareidolia is possible not only in visual aspects but also in sounds and perception in general.
Lydia Ivanova, Anna Legostaeva
Arina Zaitseva Spotlight Effect
Instruction:
Take your phone flashlight and shine it into the hole on top of the box and from other sides.
The spotlight effect is a cognitive distortion, a psychological effect that presupposes the tendency to overestimate how much one's actions and appearance are noticed by others. The essence of the spotlight effect lies in the fact that the individuals themselves exaggerate the visibility of their appearance and actions, as if being illuminated by a spotlight.
Maksim Vilkov
When you work too hard, your brain gets tired. It doesn't want to work anymore due to stress, heavy workloads, or emotional strain.
I suggest taking the load off your brain and recalling what you are capable of.
Simply take a piece of dirty pink plasticine and you will see everything.
Aleksandr Tsvetkov
Listening to music is like navigating through the space of tonal field lines. Our brain deciphers the sound pattern of tonal tensions (instabilities) and tonal resolutions (stabilities), from which melodies and harmonies are formed. The tonal force field shapes and ‘molds’ melodies and harmonies.
Ivan Agashichev, Anastasia Vaulina
Ruslan Akhmedov
|