«Русские инародные» традиции в творчестве современной художницы Алисы Горшениной 19 ноября в формате DOCA-talk возобновились трансляции онлайн-встреч. На этот раз нашим гостем стала участница превью Международного фестиваля современного искусства DOCA-2020 Алиса Горшенина. Художница рассказала о начале своего пути, ошибках и удачах в поиске своего места в художественной среде. Будучи студенткой, Алиса интересовалась возможностью реализовать себя в пространстве современного искусства и в результате познакомилась с художественной средой Нижнего Тагила. Постепенно сформировалась арт-группа «Second hand», в составе которой она выставлялась в период обучения на художественно-графическом факультете. Защитив дипломный проект – книгу на стихи Дмитрия Пригова и прихватив в качестве друга и амулета сшитую ею тряпичную куклу Пригова, Алиса уехала поступать в Москву и даже успела поучаствовать в 1-й Триеннале российского современного искусства с серией «Пригов гуляет по Москве». Именно московская поездка помогла ей понять, что ей хочется развиваться и творить там, где ее корни, там, где она выросла. Период после возвращения домой из столицы оказался крайне плодотворным: через несколько месяцев в собственной однокомнатной квартире состоялась ее первая персональная выставка «По молочной железе путешествие». Выставка просуществовала полгода и постоянно дополнялась новыми объектами, трансформировалась, поскольку оставалась жилым пространством. В итоге эта квартирная выставка стала притяжением для многих людей из разных городов. А для Алисы приезд многочисленных гостей стал возможностью не только показать свои работы, но и познакомить посетителей с городом. Как говорит художница, для нее было очень важно показать людям, что за пределами Москвы есть полноценная творческая жизнь. Для Горшениной это очень важный момент – желание донести как можно большему количеству людей, какое невероятное искусство и какие уникальные проекты создаются в Нижнем Тагиле. На нашей встрече Алиса рассказывала не только о себе, но и о своих друзьях, коллегах, единомышленниках: галерея «Яйцо» https://vk.com/ovont, художественный проект «Банкомат» https://vk.com/bankomart, мастерская «Кубива» https://vk.com/kkubiva и архив искусства Нижнего Тагила https://www.instagram.com/tagilart.zip/?igshid=1wgjq3jvpax7g. Часто при взаимодействии с фотографами и СМИ Алиса зовет всех в Нижний Тагил, как бы призывая обратить внимание. Для нее единственной атмосферой, в которой она может творить, ее питательной средой является малая родина. Она не боится говорить о привлечении в Нижний Тагил художников не только из России, но и из других стран и мечтает развивать региональное художественное сообщество, проводить выставки, лекции. Художница очень трепетно относится к своим работам и, думая о будущем, планирует создать собственный музей, дом для своих работ, куда могли бы приезжать люди не как в квартиру, а как в пространство, где они могут остановиться. 2018 год стал насыщенным и в какой-то мере переломным для художницы. Состоялась первая персональная выставка «Уральская шкура» в рамках проекта «Взлет» на ВДНХ. Поездка в арт-резиденцию в Норвегию, в которой она поняла, что ей подвластна работа с любыми материалами. Сотрудничество с Екатеринбургским театром в качестве художника по костюмам. Дав согласие на съемки фильма о себе, художница оказалась вовлечена в самую важную для нее работу на данный момент – выставку в деревне Якшино «Русское инародное». Фильм решили начать снимать с места, где родилась Горшенина. Так началась экспедиция в родную деревню и так появилась галерея с выставочным пространством: рекой, домами и полями. Публика приезжала на автобусах, но главными зрителями и ценителями современного искусства стали местные жители. Экскурсия была скорее воспоминанием о детстве. Этот опыт показал, что существует настоящий интерес к такого рода формату экспозиции, вписанной в контекст личного и локального существования. Влияние русского деревянного зодчества, смешение культур: русской, татарской, башкирской – тот замес, из которого рождаются образы художницы. Про себя Алиса говорит, что родилась с карандашом и не знает себя как не художника. А на вопрос, как реагировать на критику, говорит: слушать себя, быть самостоятельными, смотреть не на других, а вглубь себя, искать вдохновение в себе. По ее мнению, современному художнику нужно быть в состоянии самому организовать свою выставку, пройти этот путь, понять изнутри, как это работает, и не терять веры в себя. Родилась в 1994 г. в д. Якшино (Свердловская область). Окончила факультет изобразительных искусств Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета). Стажировалась в арт-резиденции Norske tekstilkunstnere (Осло). До 2018 г. – участница группы «Second hand». Персональная выставка «Уральская шкура» (павильон № 16, ВДНХ, Москва, 2018). Участница групповых проектов «Приручая пустоту. 50 лет уральскому современному искусству» (филиалы Государственного центра современного искусства в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Самаре; Центр городской культуры, Пермь, 2017–2019), «Свойства тел» (галерея Bursa, Киев, 2018), «Всё не то, чем кажется» (Уральский филиал Государственного центра современного искусства, Екатеринбург, 2018), «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» (Новая Третьяковка, Москва, 2020). Куратор и участница совместного проекта с инклюзивной художественной лабораторией «ЗАрисовки» (Ельцин-центр, Екатеринбург, 2019), также принимала участие в международном проекте Remake (Екатеринбург, 2015), Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2020). Стипендиат грантовой программы для молодых художников Музея «Гараж» (2019–2020). Живет и работает в Нижнем Тагиле. Пресс-секретарь Ольга Баранова
|
Russian National Traditions in Alisa Gorshenina’s Creativity On November 19, DOCA-talk resumed broadcasting of online meetings. Alisa Gorshenina, a preview participant of the DOCA 2020 festival, became our new DOCA-talk guest. The artist told the listeners about the beginning of her creative path alongside her mistakes and success in finding her place in the artistic environment. As a student, Alisa Gorshenina was interested in fulfilling herself in contemporary art. As a result, she got acquainted with the artistic environment of Nizhny Tagil. An art group titled ‘Second Hand’ was gradually formed. As its member, Ms. Gorshenina exhibited her works during her studies at the Faculty of Painting and Graphic Arts. After defending her graduation project, a book on poems by Dmitry Prigov, Alisa Gorshenina went to Moscow. She took her handmade rag doll of Dmitry Prigov with her as a talisman. She managed to participate in the 1st Triennial of Russian Contemporary Art with a series of works named ‘Prigov Walks in Moscow’. It was the Moscow trip that helped Ms. Gorshenina understand her desire to develop and create artworks in her homeland. The period after returning home from the capital city turned out to be extremely fruitful. A few months later, Alisa Gorshenina hosted her first personal exhibition named ‘Mammary Trip’ in her own apartment. The exhibition existed for six months and was constantly supplemented with new art objects. It kept transforming because the apartment still was Alisa’s living space. As a result, this exhibition became an attraction for many people from different cities. For Alisa Gorshenina, the arrival of numerous visitors became an opportunity to not only show her works but also show them the city. As she says, it was very important for her to show people that there is a fully-fledged creative life outside of Moscow. It is a very important moment for the author. She wanted to let as many people as possible see what incredible art objects and unique projects were created in Nizhny Tagil. At our meeting, Alisa Gorshenina told about not only herself but also her friends, colleagues, and like-minders: Egg Gallery (https://vk.com/ovont), ATM art project (https://vk.com/bankomart), Kubiva workshop (https://vk.com/kkubiva), and art archive of Nizhny Tagil (https://www.instagram.com/tagilart.zip/?igshid=1wgjq3jvpax7g). When interacting with photographers and media, Alisa Gorshenina often invites everyone to Nizhny Tagil. Her home city is the only atmosphere, in which she can create. She is not afraid to talk about attracting artists from all over the world to Nizhny Tagil. Ms. Gorshenina dreams to develop the regional artistic community and hold exhibitions and lectures within its framework. The artist’s approach to her works is very careful. She thinks about the future and plans to create her own museum, a home for her works where people could come. She wants it to be not her apartment but a space where they could stay. 2018 was rich with events for the author and became a peculiar turning point for her. She hosted her first personal exhibition titled ‘Ural Skin’ as part of the Take Off exhibition at VDNKH. Ms. Gorshenina also made a trip to the Residence in Norway. There she understood that she could work with any materials. Cooperation with the Yekaterinburg Theatre as a costume designer was also an important phase of her life that year. When she agreed to making a film about herself, Alisa Gorshenina was involved in the work, which is most important for her by today. That was the exhibition in the village of Yakshino called ‘Russian National’. The authors of the film decided shooting it in the place where Ms. Gorshenina was born. That’s how the expedition to her native village began. Then the gallery with the exhibition space, the river, houses, and fields appeared there. The visitors came there by bus. However, local residents turned out the main spectators and connoisseurs of modern art. The tour of the exhibition was like a childhood memory. This experience showed that there is a real interest in this kind of exposition format inscribed in the context of personal and local existence. The influence of Russian wooden architecture and the mixture of Russian, Tatar, and Bashkir cultures was that very environment, from which Alisa Gorshenina’s images appeared. As Ms. Gorshenina says, she ‘was born with a pencil’: she can’t imagine herself to be somebody else but an artist. When asked about the best way to react to criticism, Alisa Gorshenina recommends listening to oneself and being independent. In her opinion, one should look not at others but deep into himself or herself and look for inspiration there. In her opinion, a modern artist should be able to organise his own exhibition, to understand from the inside how it works, and not to lose faith in him- or herself. Alisa Gorshenina was born in 1994 in the village of Yakshino (Sverdlovsk Oblast). She graduated from the Faculty of Fine Arts of Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch of the Russian State Vocational Pedagogical University). She took internships in the Norske Tekstilkunstnere art residence (Oslo). Until 2018, she was a member of the Second Hand group. Ms. Gorshenina is the author of her own personal exhibition called ‘Ural Skin’ (Pavilion 16, VDNKH, Moscow) in 2018. She participated in group projects ‘Taming the Void. 50 Years of Ural Modern Art’ (branches of the State Centre for Contemporary Art in Yekaterinburg, Nizhny Novgorod, and Samara; Centre for Urban Culture, Perm, 2017-2019), ‘Properties of Bodies’ (Bursa Gallery, Kiev, 2018), ‘Everything Is Not What It Seems’ (Ural branch of the State Centre for Contemporary Art, Yekaterinburg, 2018), ‘The Russian Fairy Tale. From Vasnetsov to the Present’ (Novaya Tretyakovka, Moscow, 2020). She is the curator and participant of the joint project with the ZArisovki inclusive art laboratory (Yeltsin Centre, Yekaterinburg, 2019). Ms. Gorshenina also took part in the Remake international project (Yekaterinburg, 2015), Triennial of Russian Contemporary Art (Garage Museum of Contemporary Art, Moscow, 2020). She is a scholar of grant programme for young artists of the Garage Museum (2019-2020). Alisa Gorshenina lives and works in Nizhny Tagil. Olga Baranova DOCA Press Secretary
Translated by Nikolay Gavrilov
|