«Это было, а меня не было». Личный опыт как триггер искусства Андрея Кузькина Онлайн-выпуски Международного фестиваля современного искусства DOCA-2020 завершились встречей с художником Андреем Кузькиным – одним из современных авторов, творчество которого чрезвычайно тесно связано с его личной биографией и отчасти поэтому так легко отзывается зрителям и считывается публикой. Собственные переживания, опыт и ошибки резонируют тем сильнее, чем более откровенный способ выражения выбран. Опыт других людей, безусловно, аккумулируется и тоже важен для художника, но способ создания работ Андрея строится на событиях, фактах и личных переживаниях. Каждый раз создавая то или иное произведение, «ты как бы проживаешь свой собственный опыт». Андрей родился в семье художников-графиков и по образованию сам графический дизайнер. Одна из трагических личных тем для художника – ранняя потеря отца, художника-концептуалиста Александра Кузькина, которого Андрей практически не помнит, но именно это событие привело его к более осмысленному «проживанию собственной жизни и тому, что ты после себя оставишь». Эта осознанность, развиртуализация смерти привела востребованного графического дизайнера к поискам собственного способа выражения. А привычка работать лаконичным языком плаката сформировала краткий, ясный и логичный язык искусства. Сам художник называет свой способ выражения «визуальная поэзия». Двигаясь по пути соединения «радикальных телесных практик и интеллектуального анализа», Кузькин вошел в плеяду немногочисленных продолжателей традиций школы московского концептуализма. Первый перформанс начинающего концептуалиста стал сразу одним из наиболее известных и в какой-то степени его «визитной карточкой». Идея проекта «По кругу» – идея метафизического преодоления смерти. Зацементированный круг жизни, который неумолимо твердеет, стоит замедлить движение. Задуманная задолго до VI Берлинской биеннале «Всё, что есть, – всё мое» работа, на которую художнику сложно было решиться. Суеверный страх писать на своем теле перечисление всех болезней был побежден новым столкновением с неожиданной смертью близкого. И перед публикой предстало безрадостное memento mori XXI в. Не гимн жизни, а скорее готовность к смерти. Интерактивный перформанс «Ты жив – я жив», обнажающий изменения столетиями сформированных отношений зритель–художник. Автор отдает бразды правления зрителю, теперь зритель решает, что делать художнику, зритель отдает команды и управляет движениями и звуком художника. В преодоление собственных страхов создается и «Основной вопрос» – работа, связанная с физической болью. Вопрос, который сам Кузькин называет основным, он процарапывает на теле скальпелем в 33 года в галерее «Триумф». Более 3 лет Андрей посвятил проекту «Молельщики и герои». Пожалуй, первый большой проект, где неочевидно присутствие личной истории. Но, несмотря на социально-политический контекст «молельщиков», проект стал для художника сублимацией, выходом из собственных переживаний и чувств по отношению к событиям общечеловеческим. «Молельщики» Кузькина, по сути, современные адоранты, не молящиеся о благах, а отмаливающие, молящиеся о прекращении страданий людей, о спасении, о прощении. Слова «страх», «смерть», «ложь» и «забвение» в экспозиции пугающе высвечены и выпуклы. Хлебные человечки, которые художник использовал в этом проекте, начались еще с акции «Левитация». Но тогда это строилось на поиске нового материала и нового метода работы. Не занимаясь до этого скульптурой, Андрей искал природный материал и нашел – хлеб. И уже позже символика хлеба стала звучать всё громче: от евхаристичного значения до российской тюремной традиции лепки из хлеба. Так и родились «Герои левитации», живущие в «экзистенциональной тюрьме собственного тела». Несмотря на то что большинство проектов так или иначе связаны с ранней потерей отца, проект «Явление природы, или 99 пейзажей с деревом» напрямую посвящен работам Кузькина-старшего. Вторя отцовской графической серии «99 пейзажей с деревом», Андрей сам становится «деревом», «зарывая» себя в разных точках земли, от Чукотки до Нью-Йорка. Кризис и размышления о том, что вопросы жизни и смерти важнее вопросов искусства, привели к созданию проекта «Всё впереди». Вещи из мастерской – от действительно хлама до художественных работ, включая вещи и работы самого художника и его родителей, – были запаяны в металлические ящики с условием, что их можно будет вскрыть только в 2040 г. По замыслу Кузькина, после вскрытия их должны разделить на то, что к тому времени будет считаться искусством, а что, возможно, окажется просто хламом. Андрей Кузькин – современный художник. Основу творчества составляют акции, перформансы, инсталляции. Участник российских и международных выставок: VI Берлинская биеннале современного искусства (Берлин, Германия), Международный фестиваль перформанса (Упсала, Швеция), Неделя русского искусства (Бермингем, Великобритания), Первая Антарктическая биеннале современного искусства (Антарктида), «Коллекция!» (Центр Помпиду, Париж, Франция) и др. Лауреат премии Кандинского 2016 г., лауреат премии Инновация 2017 г. и др. Пресс-секретарь DOCA Баранова Ольга
|
Personal Experience as a Trigger in Andrey Kuzkin’s Art DOCA 2020 festival’s online events ended with a meeting with Andrey Kuzkin. Mr. Kuzkin is a modern artist, whose artworks are closely intertwined with his biography. Probably, that is why his works are understood by the audience easily and echo in the hearts of viewers. The more frank way of expression the author chooses, the stronger his experience and mistakes resonate. Other people’s experience is certainly accumulated by the artist and is also important for him. However, Andrey Kuzkin’s works are primarily based on his personal experience, life, and facts from his biography. Each time you create an artwork you seem to ‘live out your own experience’. Andrey Kuzkin was born into a family of graphic artists. He is a graphic designer by training. The early loss of his father, conceptualist artist Aleksandr Kuzkin, is one of the tragic personal topics for the artist. The author almost does not remember his father. However, that event led him to more meaningful living and made him think about what legacy he would leave. This consciousness of death led the graphic designer to looking for his own way of expression. The habit of working with the laconic language of posters formed his brief, clear, and logical language of art. The artist calls his way of expression ‘visual poetry’. Following the path of connecting ‘radical bodily practices and intellectual analysis’, Andrey Kuzkin was among the few continuers of the traditions of Moscow conceptualism. His first performance at once became one of the most well-known ones and, to some extent, turned into the artist’s hallmark. His ‘Circle-wise’ project is based on the idea of overcoming death metaphysically. It is about the cemented circle of life, which inexorably hardens. It is worth slowing down. ‘Everything There Is, It's All Mine’ was another project of the artist. The idea of that work came to Andrey Kuzkin long before the 6th Berlin Biennale. It was difficult for him to start it. The artist defeated his superstitious fear of writing the enumeration of all diseases on his body after a new encounter with the unexpected death of his loved one. Joyless Memento Mori of the 21st Century was presented to the public after that. It was not a hymn to life but rather a readiness for death. ‘You Are alive – I Am Alive’ interactive performance revealed the changes in the relationship between viewer and artist that had been formed for centuries. The author gives the reins of control to the viewer. Now the viewer decides what the artist should do. The viewer commands and controls the movements and sound of the artist. The ‘Basic Question’ project also comes from the author’s fears. The artwork deals with the topic of physical pain. Andrey Kuzkin scratches the question, which he considers the main one, with a scalpel on the body at the Triumph gallery at the age of 33. The artist devoted more than 3 years to the project titled ‘Prayers and Heroes’. Perhaps that’s the first big project where the presence of his personal history is not obvious. Despite the socio-political context of the project, it became sublimation for the artist, a way out of his own worries and feelings about the events experienced by humanity. Andrey Kuzkin’s ‘Prayers’ are, in fact, contemporary adorants who do not pray for the good but beg praying for the end of people’s suffering, for salvation, for forgiveness. The words ‘fear’, ‘death’, ‘lies’ and ‘oblivion’ are frighteningly illuminated and convex. The bread men used by the artist in this project originated within the ‘Levitation’ action. The artist focused on the search for new material and a new method of work. Not engaged in sculpture before, Andrey Kuzkin was looking for natural material and chose bread. Later bread gained more and more meaning as a symbol: from the eucharistic meaning to the Russian prison tradition of bread molding. That is how ‘Heroes of Levitation’ living in the ‘existential prison of their own body’ were born. Andrey Kuzkin’s most projects are somehow related to the early loss of his father. However, the Phenomenon of Nature or 99 Landscapes with Trees project is directly dedicated to the works of Aleksandr Kuzkin. By repeating his father’s graphic series ‘99 Landscapes with a Tree’, Andrey Kuzkin himself becomes a ‘tree’ by ‘burying’ himself in different parts of the world, from Chukotka to New York. The crisis and reflections on life and death issues being more important than art issues led to the creation of the ‘All Ahead of You’ project. Things from the artist’s workshop, from junk to real masterpieces, including works by Andrey Kuzkin and his parents, were sealed in metal boxes. According to the author’s idea, they will be opened only after 2040. After being opened, they should be divided into what will be considered art and just junk by that time. Andrey Kuzkin is a modern artist. His creative activities are focused on actions, performances, and installations. Mr. Kuzkin is a participant of Russian and international exhibitions: 6th Berlin Biennale of Contemporary Art (Berlin, Germany), International Performance Art Festival (Uppsala, Sweden), ‘Russian Art Week’ (Birmingham, UK), First Antarctic Biennale of Contemporary Art (Antarctica), ‘Collection!’ (Pompidou Centre, Paris, France), etc. He is the laureate of the Kandinsky Prize 2016, laureate of the Innovation Prize 2017, and winner of other awards. Olga Baranova DOCA Press Secretary
Translated by Nikolay Gavrilov
|