Этический музей современного художника Ильи Федотова-Фёдорова 21 апреля онлайн-гостем фестиваля современного искусства DOCA стал Илья Федотов-Фёдоров – художник, основной темой творчества которого является тема взаимоотношений человека и природы. Встреча была посвящена авторским художественным практикам, проблемам взаимодействия и способам сосуществования человека и окружающего его пространства. Карантин застал художника в Москве, несмотря на то что он давно работает и живет в Париже. Илья приехал организовывать выставку и, как и многие сегодня, оказался в ситуации локдауна из-за обрушившейся на нас пандемии. Ситуация вынужденного заточения не нова для нашего гостя: пережитый в детстве опыт, связанный с медициной и своего рода локдауном в стенах медучреждения, он считает началом своего интереса к биологии. Тот опыт, когда ты «чувствуешь себя объектом, а не человеком, патологией», стал основой для увлечения зооинженерией. Интересуясь насекомыми как объектом исследования, Илья занялся изучением генетики, сконцентрировавшись при этом на жизнедеятельности пчел и муравьев. Интерес к современному искусству пришел через фотографию, и бывший зооинженер получил образование на факультете теории одной из московских школ современного искусства. Среди первых работ художника – проект «Белокаменная»: исследование возможности кооперации и опыта взаимодействия в искусственных условиях; аллюзии к мегаполису с его хаотичным потреблением и ограниченностью ресурсов; инсталляция, главными участниками которой стали муравьи. Тема «ВИЧ-диссидентства» и эстетика ядов соединились в проекте «Музей ядов». В этой работе исследуется этический вопрос доверия информации, как никогда обострившийся и сегодня, во время пандемии. В условиях стресса люди почти не отличают правду от лжи, ищут спасения в вере и суевериях, не доверяют официальной медицине. «Музей ядов» – это, по замыслу художника, музей, где все экспонаты перемешаны таким образом, что ты никогда не догадаешься, где яд, где лекарство, где реальность, а где фейк. Проект получил развитие в институте AMS в Амстердаме. Экспозиция в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева выросла из того же интереса к манипуляции информацией в сознании людей, к вопросу, что можно считать объективной информацией, а что – нет. Агитационные тексты внутри музейного пространства, детские кружки таксидермии – Илья как будто собирает пазл из странностей человеческого поведения. Вопросы этики, так часто возникающие в науке, присутствуют почти в каждом проекте-исследовании художника. Вопросы этичного и неэтичного по отношению к животным, природе, другому человеку. В видео, которое художник показал на встрече, поднимается еще одна важная для него тема – тема бессмертия. На кадрах мелькают и соединяются таксидермия, техника мумификации, 3D-визуализация – закольцованная в этом медитативном видеоряде идея вечной жизни, так и не исчезнувшая со времен пирамид. Отвечая на вопрос, каким будет образ природы в будущем в искусстве и каким он нужен современному зрителю, Илья предположил, что постепенное изменение этого образа происходит уже сегодня, и его новое воплощение можно видеть в digital-экспериментах. Один из новых, пока замороженных проектов художника вновь обращен к этическим нормам и к главным человеческим страхам. Проект про эвтаназию, про принятие смерти, про страх немощности и бездействия. Страх толкает человека и на безоглядный контроль над окружающим миром, природой. Страх порождает иллюзию того, что мы всё контролируем. Человечество консервирует, захватывает природу: аквариумы, зоопарки и национальные парки. Есть ли шанс, что после карантина отношения человека и природы изменятся? Остановятся или нет сокращение численности животных и насекомых, вытеснение природы, которое происходит и оборачивается боком против нас же самих – чумой-2020? Вопросы, на которые нам всем предстоит ответить в ближайшем будущем. Илья Федотов-Фёдоров (р. 1988, Москва) – современный художник. Обладатель специального приза премии «Инновация» в категории «Новая генерация», участник основного проекта 7-й Московской международной биеннале современного искусства (2017). Участник основного проекта 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург, 2019). Персональные выставки: “Till nature us part”, Galerie Charraudeau, Париж, Франция, 2019; «Неживой уголок», 58-я Венецианская биеннале, Венеция, Италия, 2018; Justine Emard / Ilya Fedotov-Fedorov, Rites De Passage, Galerie Charraudeau, Париж, Франция, 2018; «Коллекция розовой книги № 2», Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва, Россия, 2018; «Инстинкт сохранения», Vacation Gallery, Нью Йорк, США, 2018 и др. Участник резиденций в Швейцарии, Испании, Нидерландах и Бельгии. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, ММСИ и частных коллекциях. Пресс-секретарь DOCA Баранова Ольга |
Ethical Museum of Contemporary Artist Ilya Fedotov-Fedorov
On April 21, Ilya Fedotov-Fedorov became the online guest of the DOCA festival. He is an artist whose main topic is the relationship between people and nature. The meeting was devoted to the author’s artistic practices, problems of interaction between people and space around them, and their coexistence.
The artist has long worked and lived in Paris. However, quarantine caught him in Moscow. Ilya Fedotov-Fedorov came here to organise the exhibition and turned up in a lockdown situation because of the current pandemic. The situation of forced isolation is not new for our guest. In his childhood, Mr. Fedotov-Fedorov had some experience related to medicine and a kind of lockdown in the walls of a medical institution. According to him, that inspired his interest in biology. The experience when you “feel like an object, not a human being but pathology” has become the basis for his passion for zoo-engineering. Ilya Fedotov-Fedorov was interested in insects as an object of study. He started studying genetics focusing on the life activities of bees and ants.
Interest in contemporary art came to Mr. Fedotov-Fedorov through photography. The former zoo-engineer received his education at the Faculty of Theory at one of Moscow’s schools of contemporary art.
White Stone project is one of the first artworks by Ilya Fedotov-Fedorov. He studied cooperation and interaction experience in artificial conditions. The artwork had allusions to the megacity with its chaotic consumption and limited resources. Ants were the main participants of the installation.
The project titled ‘Museum of Poisons’ combined the topic of ‘HIV dissidence’ and the aesthetics of poisons. This work explores the ethical issue of trust in information, which has never been more acute than within today’s pandemic. When supposed to stress, people hardly distinguish truth from lies. They seek salvation in faith and superstition and do not trust official medicine. The ‘Museum of Poisons’, according to the author, is a museum where all the exhibits are mixed in such a way that you will never guess where the poison is, where the cure is, where reality is, and where the fake is. The project was developed at the residence of the AMS Institute in Amsterdam and continues to evolve.
The exhibition at the State Biology Museum named after K.A. Timiryazev originated from the same interest to manipulation of information in the minds of people. That makes us get back to the question what we can consider objective information. Agitation texts inside the museum space, children’s taxidermy classes… Ilya Fedotov-Fedorov seems to put together a puzzle from the strangeness of human behavior. Ethical issues so often arising in science are reflected in almost every research project of the artist. They include the problem of ethical and non-ethical matters related to animals, nature, and other human beings.
The artist demonstrated a video reflecting another important topic for him: immortality. Taxidermy, mummification, 3D visualization… The idea of eternal life is looped in this meditative video sequence. That idea has still not disappeared since the time of the ancient pyramids.
Answering the question on the image of nature in the future in art and its necessity for the modern viewer, Ilya Fedotov-Fedorov suggested: the gradual change of this image is happening today and its new embodiment can be seen in modern digital experiments.
One of the artist’s new projects is once again focused on ethical norms and the main human fears. The project is about euthanasia, accepting death, the fear of infirmity and inaction. Fear pushes people to the careless control over the surrounding world and nature. Fear gives birth to the illusion that we control everything. Humanity conquers nature: aquariums, zoos, and national parks. Is there any chance that the relationship between people and nature will change after quarantine? Will the decline in the number of animals and insects stop or not? Will the displacement of nature resulting in 2020’s plague stop? Those are questions that we will all have to answer in the near future.
Ilya Fedotov-Fedorov (born 1988, Moscow) is a contemporary artist, winner of the special Innovation Prize in the New Generation category, participant of the main project of the 7th Moscow International Biennale of Contemporary Art in 2017. He is also a participant of the main project of the 5th Ural Industrial Biennale of Contemporary Art in Yekaterinburg in 2019. His personal exhibitions include: ‘Till nature us part’, Galerie Charraudeau, Paris, France, 2019; ‘Unliving Corner’, 58th Venice Biennale, Venice, Italy, 2018; Justine Emard / Ilya Fedotov-Fedorov, Rites De Passage, Galerie Charraudeau, Paris, France, 2018; ‘Collection of Pink Book №2’, State Biology Museum named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia, 2018; ‘Instinct of Conservation’, Vacation Gallery, New York, USA, 2018; etc. He is also a participant of residencies in Switzerland, Spain, the Netherlands, and Belgium. The artist’s works are kept in the State Tretyakov Gallery, Moscow Museum of Modern Art, and private collections.
Olga Baranova DOCA Press Secretary
Translated by Nikolay Gavrilov |