Теория цвета в экспериментах знаменитых школ дизайна в лекции Дарьи Сорокиной 26 марта в продолжение темы исследования концептуальных идей двух знаменитых школ – Баухаус и ВХУТЕМАС состоялась встреча с искусствоведом Дарьей Сорокиной. В связи с общей мировой ситуацией лекции в рамках DOCA-talk перешли в онлайн, что расширило границы общения и подарило слушателям возможность беседовать с людьми искусства из всех точек мира. Так, первая наша трансляция велась из Лейпцига, где проживает Дарья. С Дарьей Сорокиной наш фестиваль познакомился, когда представлял свой проект в школе дизайна Баухаус. Дарья – экскурсовод с искусствоведческим и инженерным образованием. Еще в Москве, сотрудничая с проектом «Москва глазами инженера», она начала заниматься исследованием цвета в пропедевтических курсах первых дизайнерских школ. Дарья умеет проводить параллели и сравнения там, где они кому-то покажутся неочевидными. Зная такую вовлеченность в тему и умение рассказывать о сложном легко и непринужденно, мы с радостью пригласили ее стать нашим первым спикером DOCA-talk онлайн. Лекция Дарьи соединила историю наследия двух знаменитых школ, где основной акцент был поставлен на появлении теории цвета. Но для того чтобы понять системы и теории цвета, необходимо узнать основную концепцию преподавания в школе Баухаус. Оригинальность методики школы сильно отличала ее от академической классики, от системы копирования, существующей в классическом образовании. Баухаус, по словам искусствоведа, вынуждена был «переизобрести художественное образование заново». Идея заключалась в том, чтобы объединить искусства и ремесла, где художник будущего при этом – индустриальный художник. Таким образом, экспериментальная школа сделала возможными рождение современного дизайна и формирование новой профессии – дизайнер. Дав описание концепций развития школы, лектор перешла к основным теориям цвета, которые были до школы Баухаус. Затем более подробно Дарья остановилась на теории цвета одного из культовых преподавателей школы Йоханнеса Иттена. Сформированная им система цвета давно стала самой популярной за счет ясности и логичности, в отличие от многочисленных существовавших до нее. Также Дарья рассказала об авторских теориях цвета на курсах Пауля Клее и Василия Кандинского. Преподаватели пытались создать систему визуального алфавита форм и цветов для более легкого применения на практике. Можно сказать, что преподаватели и ученики немецкой школы – основоположники изучения психологии цвета, воздействия цвета на жизненные процессы. Особенность преподавания в школе Баухаус была также в том, что студенты могли участвовать в генерировании экспериментов наравне с педагогами или, окончив школу, остаться в ней преподавать. Как, например, Людвиг Хиршфилд Мак. Или создатель еще одной цветовой схемы Хиннерк Шеппер, руководитель малярной мастерской. Его интересные опыты применения цвета в архитектуре легли в основу будущих концепций цвета. А судьба самого Шеппера оказалась тесно связанной в дальнейшем с Советским Союзом: в начале 1930-х годов он был приглашен консультантом в организацию Малярстрой и работал над оформлением Москвы. Перейдя логично к рассказу о ВХУТЕМАСе, Дарья представила работы, созданные Александром Весниным, архитектором, конструктивистом, преподавателем теории цвета в школе. Лектор показала, какое влияние оказала европейская живопись кубизма и супрематизма на формирование концепции преподавания формы, цвета и пространства в советской школе. Так, Густав Клуцис привнес системное, рационализированное теоретизирование цвета. К тому же преподавание во ВХУТЕМАСе не ограничивалось художниками и архитекторами, на определенном этапе в программу преподавания включились ученые-физики, что сделало процесс обучения более научным. Также лектор упомянула физические лабораторные опыты ГИНХУКа и роль Михаила Матюшина в создании теорий цвета. Дальнейшая индустриализация страны потребовала воплощения теорий в жизнь, так была создана организация Малярстрой, деятельность которой, уникальность и влияние на архитектуру будущего и составляют основную цель исследований Дарьи как ученого. Пресс-секретарь DOCA Баранова Ольга |
Colour Theory in the Experiments of Renowned Design Schools in Daria Sorokina’s Lecture A meeting with an art historian Daria Sorokina on March 26 continued the topic of the two renowned schools: Bauhaus and VKHUTEMAS. Due to the situation in the world, DOCA-TALK switched to online mode, thus expanding the boundaries of communication and acquiring the opportunity to talk with people of art from worldwide. Our first broadcast was from Leipzig where Daria Sorokina lives. DOCA met Daria Sorokina when she presented her project at Bauhaus. She was a guide with an art and engineering education. When working with the project titled Moscow Through the Engineer's Eye in Moscow, Daria Sorokina began to study colour at propaedeutics courses of the first design schools. She knows how to draw parallels and comparisons where they seem unobvious to anyone. Knowing her involvement and ability to talk about complex things easily in a relaxing way, we were happy to invite Daria Sorokina to be our first DOCA online speaker. Ms. Sorokina’s lecture combined the legacy of the two renowned schools focusing on the emergence of colour theory. To understand the systems and the theory of colour, one must understand the basic concept of teaching at Bauhaus. The originality of the design school’s methodology differed greatly from academic foundations, from the system of copying the existing one in classical education. According to the speaker, had to reinvent art education. The idea was to combine arts and crafts where the artist of the future is an industrial artist. Thus, the experimental school made it possible to give birth to modern design and form a new profession: designer. After describing the concepts of development of the design school, Daria Sorokina touched upon the basic theories of colour before Bauhaus. She discussed in detail the creation of the colour theory by Johannes Itten, one of the grand lecturers of Bauhaus. His colour system became the most popular long ago due to its clarity and logic it was based on unlike many other systems existing before it. Daria Sorokina also spoke about the original colour theories at the courses by Paul Klee and Wassily Kandinsky. The lecturers tried to create a system serving as a visual alphabet of shapes and colours making it easier to apply them in practice. It is possible to say that lecturers and students of the German design school are the founders of study of psychology of colour, its influence on life processes. They tried to use colour to activate certain processes, conducted experiments with colour through body physics, etc. The peculiarity of Bauhaus teaching method also presupposed that students could participate in generating experiments on an equal footing with teachers. After graduation from the school, they could come back to teach there. Ludwig Hirschfield Mac and Hinnerk Scheper who was the creator of another system and head of painting workshop, did so. Mr. Scheper’s interesting experiments on application of colour in architecture will form the basis for future colour concepts. The author’s further destiny will be closely linked to the history of the Soviet Union in the future. In the early 1930s, he will be invited as a consultant to the Malyarstroy organisation and will work on the design of Moscow. Moving logically to the story of VKHUTEMAS, Daria Sorokina presented the works by Alexander Vesnin, architect, constructivist, and lecturer of color theory at VKHUTEMAS. The speaker showed the influence of European painting of cubism and suprematism on the formation of the concept of teaching shape, colour, and space in the Soviet design school. Thus, Gustav Klutsis introduced systematic rationalized theorification of colour. In addition, VKHUTEMAS teaching was not limited to artists and architects. It also engaged physicists in the teaching program at certain stages. That made the teaching process more scientific. Daria Sorokina also touched upon the physical laboratory-based experiments at GINKHUK and the role of Mikhail Matyushin in creation of colour theories. Further industrialization of the country required the fulfilment of the theories in life. That is why the Malyarstroy organisation was created. Its uniqueness and influence on the architecture of the future is the main purpose of Daria Sorokina’s scientific research. Olga Baranova
DOCA Press Secretary |