Искусство как лаборатория. Модели исследования Андрея Сяйлева Гостем, завершающим серию публичных лекций 2019 г., стал художник паблик- и медиа-арта, куратор и арт-директор Андрей Сяйлев. Он давно сотрудничает с фестивалем DOCA. В этот раз художник рассказал о своих проектах за последние несколько лет. Для Андрея творчество – это лаборатория, «упорядочивание опыта и знания». Современное искусство, по его мнению, предполагает поиск «потенциальных кодов», которые формируют наше завтра. Творчество, таким образом, – это возможность для художника создавать новую визуальную систему кодирования, которая может стать частью культурного кода общества. Сфера исследования художника – принципы структурирования сообществ на основе создания новых визуальных кодов. Методом исследования служит работа во внешней среде, где человек не воспринимает то, что он видит, как искусство. В основе авторской модели структурирования лежит куб как контейнер знаний, как кирпич для создания культурной надстройки, основы, стены – так же, как и в структуре человека заложены эмоциональные или информационные кирпичи личности, его собственный «контейнер субъективности». Развитие структуры может происходить в разных направлениях. Структура вовлеченности ситуации может быть направлена как в вертикаль и горизонталь, так и внутрь себя. Во время лекции художник показал работы, связанные с практиками – «тренировочными упражнениями», направленными на то, чтобы актуализировать авторскую модель. А позже продемонстрировал их применение в профессиональной среде. Так, проект «Полное собрание сочинений» представляет кирпич как многозначную рифму и «протоэлемент материального и информационного мира», воплощение образа эпохи, связанного с идеологией советской культуры. По мнению Андрея, воздействуя на действительность, художник может формировать пространство города, что в свою очередь влияет на культуру страны и мировую культуру. Одним из его проектов интервенции в городскую среду стал проект «Усиление контраста». Несмотря на конкретную цель – обратить внимание на разрушающуюся библиотеку, художник не представлял масштабов влияния своей работы. Событие имело большой медийный эффект, проект стал мемом, и фасад здания в итоге был отреставрирован. Сяйлев исследует темы, которые интересуют и затрагивают его лично. Большинство проектов созданы в его родном городе Самаре. Крупнейший из них – фестиваль «Волга-фест». Проекты художника всегда обращены к возможности изменения городской среды, в том числе при помощи жителей. В каком-то смысле художественные идеи Сяйлева обретают статус социальных проектов. Так, «Столбы Красноярска» помогли жителям нового района обрести или материализовать социокультурный код места, в котором они живут, и создать исторический нарратив города. В разработке находится проект «Урбан фэйс», возможный прототип платформы формирования визуальной аналитики архитектурных памятников, который поможет вести учет потерянного и построенного. В конце встречи художник поделился опытом работы на DOCA и рассказал о проектах, созданных в коллаборации со студентами ИГУМО, об опыте исследования и препарирования моделей, формирующих структуру личности. Андрей Сяйлев окончил Самарское художественное училище. Работает как скульптор, живописец, фото- и видеохудожник, а также стрит-артист. Выступает в качестве куратора. Живет в Москве. Участник 1-й Триеннале российского современного искусства (2017), 5-й и 6-й Московских биеннале современного искусства, фестиваля MANIFESTA-10 (2014), многочисленных фестивалей видеоарта России и Европы. Персональные выставки в Галерее Марата Гельмана, Самарском областном художественном музее, Фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Пресс-секретарь DOCA
Баранова Ольга |
Art as a Laboratory. Research Models by Andrey Syailev Andrey Syailev, public and media artist, curator, and art director, was the final guest who finished the series of public lectures. He has been collaborating with DOCA festival for a long time. This time, the artist told about his projects of the past few years. For Andrey Syailev, creative activities is a laboratory, ‘bringing order into experience and knowledge. According to him, contemporary art presupposes looking for ‘potential codes’ that form our future. Thus, creativity is the opportunity for an artist to create a visual coding system that can become the part of the society’s cultural code. The artist’s field of study is focused on principles of structuring communities based on the creation of new visual codes. Working in the external environment where a person does not perceive as art what he or she sees serves as the research method. The basis of the author’s structuring model is a cube. The cube as a container for knowledge, a brick for building the cultural realities. People’s structure includes emotional and informational bricks of personality, his or her own ‘container of subjectivity’. The structure can be developed in different directions. The structure of involvement in the situation can be vertical, horizontal, and inward-oriented. During the lecture, the artist showed the works related to practical training exercises focused on actualizing the author’s model. After that, he demonstrated how to apply them in professional field. Thus, the Complete Works project presents a brick as a multiple-meaning rhyme and the ‘proto-element of the material and information world’. This is the embodiment of the image of the epoch related to the ideology of Soviet culture. According to Andrey Syailev, by influencing the reality, an artist can form the space of the city that influences the country’s and the world’s cultures. One of his projects on intervention in the urban environment is called Strengthening of Contrast. Despite the concrete goal to pay attention of the viewers to the collapsing library, the artist did not expect what influence his work would have. The event had a strong impact on the media. The project became a meme and the building facade was finally restored. Andrey Syailev studies the topic he is personally interested in and touched by. He created the majority of his projects in his home city of Samara. The largest of them was Volga Fest. The artist’s projects are always related to the possibility to change the urban environment, also with the help of the city’s residents. In some sense, Andrey Syailev’s artistic ideas acquire the status of social projects. Thus, Pillars of Krasnoyarsk helped residents of the new district find or materialize the socio-cultural code of the place they lived in and create a historical narrative of the city.
The Urban Face project, which is a possible prototype platform for visual analysis of architectural monuments, is under development. It will make possible to keep a record of what has been lost and what has been built. At the end of the meeting, the artist shared his work experience at DOCA and talked about his joint projects with IGUMO students. He shared his experience in researching and dissecting models that form the structure of personality. Andrey Syailev graduated from Samara Art College. He is the participant of the First Triennial of Russian Contemporary Art (2017), 5th and 6th Moscow Biennales of Contemporary Art, MANIFESTA-10 festival (2014), and a number of video art festivals in Russia and Europe. He is the author of his personal exhibitions at the Marat Gelman Gallery, the Samara Regional Art Museum, and the Foundation of Vladimir Smirnov and Konstantin Sorokin. Baranova Olga
DOCA Press Secretary |