Художественные рецепты решения проблемы информационного потребления в проектах Аристарха Чернышёва Открытая лекция художника состоялась в рамках выставки «Recycling or die» в галерее ГУМ-Red-Line. Выставка объединила высказывания современных художников о переработке материалов и теме экологии как новой единственно возможной «универсальной этики» существования человека в будущем. Аристарх Чернышёв является одним из родоначальников интерактивного искусства в России. В сотрудничестве с Алексеем Шульгиным – участник арт-коллектива Electroboutique. Художники с 2003 г. работают на стыке актуального искусства и медиадизайна, создавая «интерактивные устройства на основе собственных технологических разработок». В своих авторских проектах Аристарх Чернышёв раскрывает тему эстетики и переработки информационных потоков: СМИ, биржевых сводок, социальных сетей и пр., а также тему информационного шума и его экологичной переработки. В контексте данной выставки Аристарх Чернышёв представил проекты: «Санитарный модуль» и «Dystopia#1, Dystopia#2, Dystopia#3». Художник выразил свое видение концепции потребления в современном обществе и методов противодействия ей. По его словам, консюмеризм приобретает форму «внешнего ритуала», а «эстетика мусорных куч и постоянных ремонтно-строительных работ» плотно входит в нашу повседневную жизнь. В проектах, о которых рассказывал автор, затрагивается один из самых актуальных вопросов нашего общества – перенасыщенность информационным потреблением, «information overload». В современном мире человеку всё сложнее распоряжаться теми многочисленными потоками информации, которые на него «выливаются». Рост количества каналов всё увеличивается, и как защититься и не утонуть в этом потоке? «Вопрос в создании безопасного информационного пространства вокруг себя обостряется». Поиски художественных рецептов для решения проблемы переработки информации вдохновляют Аристарха Чернышёва на создание проектов. Об одном из них, проекте «Поэтическая экономика», художник рассказал подробнее. Применяя технологию бегущих строк, автор создает поэзию из ежедневных биржевых сводок. По его мнению, новости, как только они выходят в эфир, перестают быть новостями – превращаются в «информационный шум». В одном из проектов объектом является корзина с мусором – куда, собственно, и попадает вся информация. В проекте Knode бегущие строки создают «пространственное граффити», что снижает эффект информационного потока. Работа «Токсичные активы» напрямую затрагивает проблему сверхпотребления, которое, по мнению автора, порождается огромным ростом невостребованных отходов. Рост количества мусора в свою очередь обязан росту мегаполиса. Источниками вдохновения для художника служили «храмы потребления» – торговые центры, места строительства и пр. При создании проекта автор использовал технику фотограмметрии, применяемую обычно при выполнении компьютерной анимации. Идеальным объектом для фотограмметрии служит застывшее, обездвиженное. Многочисленные фотографии с недвижимого объекта дают возможность создать их 3D-макеты. Так и были созданы проекты, представленные в галерее. «Dystopia#1, Dystopia#2, Dystopia#3» – фильм на основе данных, полученных в районе МЦК с помощью фотограмметрии. А «Санитарный модуль» – фотограмметрия ванной комнаты. В конце лекции художник рассказал об одном из своих последних проектов «Без вкуса, без цвета, без запаха» – о видимом уже даже из космоса изменении окружающей среды в результате деятельности человека. По мнению Аристарха Чернышёва, человек сегодня своими действиями ставит себя на грань выживания. Возможно, в ближайшие десятилетия возникнут новые виды деятельности по приспособлению к быстро меняющейся среде. И человеку придется приспосабливаться к этой новой среде и искать способы выживания.
СПРАВКА. Аристарх Чернышёв – лауреат премии Кандинского в номинации «Медиаарт», обладатель гран-при Фестиваля сверхкороткого кино в Новосибирске (ESF) в номинации «Анимация». Родился в Ворошиловграде (Луганск) УССР в 1968 г. Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. С 1991 по 1994 г. – участник интернационала «Белка». C 2000 по 2004 г. руководил медиалабораторией в Государственном центре современного искусства (Москва). Совместно с Алексеем Шульгиным в 2005 г. организовал галерею и группу Electroboutique. Преподает в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Пресс-секретарь DOCA
Баранова Ольга |
Artistic Solutions of Information Consumption Problem in Aristarkh Chernyshev’s Projects The artist’s open lecture took place within the ‘Recycling or Die’ exhibition at the GUM-Red-Line Gallery. The exhibition united the expressions of modern artists on recycling and ecology as the new and the only possible ‘universal ethics’ of human existence in the future. Aristarkh Chernyshev is one of the founders of interactive art in Russia. In cooperation with Aleksey Shulgin, he is a member of Electroboutique art collective. Since 2003, the artists have been working at the intersection of relevant art and media design creative ‘interactive devices based on their own technological developments’. In his projects, Aristarkh Chernyshev reveals the topic of aesthetics and processing of information flows: media, stock market reports, social networks, etc. The author also touches upon the topic of infoglut and its eco-friendly processing. Within this exhibition, Aristarkh Chernyshev presented the projects ‘Sanitary Module’ and ‘Dystopia#1, Dystopia#2, Dystopia#3’. The artist expressed his vision of the concept of consumption in modern society and the ways to oppose it. According to him, consumerism acquires the form of a ritual and the aesthetics of dumps and constant construction and repair works become the part of our daily life. The projects the author talks about touch upon one of the most relevant issues of today: information overload. In modern world, it becomes increasingly difficult to manage all those numerous flows of information that people deal with. The number of information channels is growing. How to protect oneself and not to sink in that flow of information? The issue of creation of a save information space around yourself is gaining momentum. Looking for artistic solutions to resolve the information processing problem inspires Aristarkh Chernyshev to create projects. He told more about one of them called Poetic Economy. By means of scrolling text technology, the author creates the poetry of daily stock market reports. According to him, as soon as the news is aired, it ceases to be news and turns into information noise. One of the author’s projects presents a litterbox where all information turns up in the end. In the project called ‘Knode’, scrolling text makes up a spatial graffiti that decreases the effect of the information flow. The artwork titled Toxic Assets directly relates to the problem of overconsumption. According to the author, it is caused by the growth of waste resulting from the growth of metropolitan cities. Aristarkh Chernyshev drew inspiration from the so-called ‘consumption temples’: shopping malls, construction sites, etc. When creating the project, the author used the photogrammetry technique usually used in when creating computer animation. Motionless objects are the best for photogrammetry. Thanks to a set of photos of a motionless object, it is possible to make its 3D model. This is the very method used to create projects presented in the gallery. ‘Dystopia#1, Dystopia#2, Dystopia#3’ is a film based on data acquired in the MCC area by means of photogrammetry. ‘Sanitary Module’ is the photogrammetry of a bathroom. At the end of the lecture, the artist told about one of his latest projects. ‘Without Taste, Colour, and Smell’ is a project about the environmental change caused by human activities, the result of which can be seen even from space. According to Aristarkh Chernyshev, today, people push themselves to the brink of extinction. The next few decades may give birth to new activities on adapting to the rapidly changing environment. People will have to adapt to this new environment and look for ways to survive. Aristarkh Chernyshev is the laureate of Kandinsky Prize in the nomination ‘Media Art’, winner of the Grand Prix at the Extra Short Film Festival in Novosibirsk in a nomination ‘Animation’. He was born in Lugansk (formerly known as Voroshilovgrad) in 1968. Aristarkh Chernyshev graduated from the Bauman Moscow State Technical University. In 1991-1994, he was a member of Belka International. In 2000-2004, he ran a media laboratory at the National Center for Contemporary Art. In 2005, Aristarkh Chernyshev jointly with Aleksey Shulgin organised a gallery and Electroboutique group. He teaches at the Rodchenko School of Photography and Multimedia. He is the curator and cofounder of the Electromuseum jointly with Aleksey Shulgin. Baranova Olga
DOCA Press Secretary |