Интервью с куратором Евгенией Стерляговой
Евгения Стерлягова – фотограф, член и стипендиат Союза фотохудожников России, мультимедийный художник и независимый куратор. Она знакома со сферой современного искусства и как автор, и как организатор проектов. На протяжении уже нескольких лет в качестве независимого куратора Евгения Стерлягова организует выставки разного масштаба, развивает проект кураторской группы Art Makes Sense, также является колумнистом проекта «ARTУЗЕЛ» и главным редактором фэшн-веб-зина GG MAGAZINE, вошедшего в число финалистов «Лаборатории новых медиа» на Винзаводе в 2020 г. Сегодня Евгения Стерлягова активно участвует в работе экосистемы ИГУМО и МКИК, объединяющей институт, колледж с творческими направлениями обучения, культурные и образовательные проекты. Она выступает в качестве директора Галереи ИГУМО и принимает участие в организации Международного фестиваля современного искусства DOCA в качестве сокуратора. В этом интервью Евгения Стерлягова рассказала, в чем она видит главную особенность DOCA, с чего началось ее знакомство с фестивалем и какие темы как куратору кажутся ей наиболее интересными в контексте современного искусства. – Что такое DOCA? – DOCA – независимый просветительский проект, цель которого заключается в первую очередь в популяризации современного искусства, а также в поиске и продвижении новых имен и авторов. Это открытая некоммерческая площадка, включающая выставочную, образовательную и музыкальную программы. Международный фестиваль современного искусства DOCA проходит под эгидой Института гуманитарного образования и информационных технологий уже 10 лет. И, надо сказать, мое знакомство с учебным заведением началось именно с этого события: несколько лет назад я подала заявку на участие в фестивале в качестве независимого автора, в 2019 г. на DOCA был представлен мой видео-арт «Мама поет». – В чем заключается главная особенность фестиваля? – На мой взгляд, главная особенность DOCA – в трепетном отношении к молодым авторам. Для студентов ИГУМО и МКИК фестиваль стал в полной мере родным. Во-первых, помимо сотрудничества с внешними площадками основная программа ежегодного фестиваля проходит в стенах самого учебного заведения. Коридоры и аудитории вуза на время превращаются в пространство, наполненное современным искусством. Во-вторых, студенты могут подать заявку на участие в фестивале и быть отобранными на общих со всеми другими авторами основаниях. В-третьих, студенты имеют возможность в процессе учебы принимать участие в мастерских известных художников и под их наставничеством создавать групповые проекты для фестиваля. Каждый год в рамках DOCA в ИГУМО и МКИК свои мастерские ведут приглашенные современные авторы. Они делятся опытом с молодыми художниками и курируют совместную проектную работу. За несколько лет с нами уже сотрудничали такие известные авторы, как Слава Птрк, Василиса Лебедева, Оля Кройтор, Маша Иванова, Андрей Сяйлев и др. В этом году мастерские ведут Валерий Чтак, Валера и Наташа Черкашины. – Как Вы стали куратором? – Я начала осуществлять кураторские проекты еще в период учебы в Институте современного искусства Иосифа Бакштейна. Когда я пришла на работу в ИГУМО и МКИК, у меня уже был достаточно большой кураторский опыт. Как преподаватель и наставник я начала активно включать студентов разных факультетов в независимые кураторские проекты и выставки, которые реализовывались при моем участии. Кроме того, мы стали организовывать собственные выставки в процессе обучения. Так, студенты колледжей фотографии, дизайна, издательского дела МКИК и институтов дизайна и фотографии ИГУМО уже приняли участие в выставках в Культурном центре ЗИЛ, Зверевском центре современного искусства, в стенах ЦСИ «Винзавод», в арт-пространстве «Контур» и в галерее Next Gallery. – Какие темы Вам как куратору кажутся важными? – Мне как куратору близки темы мифологии образа, сюрреального, хтонического и фольклорного. В последнее время меня также увлекли медиаискусство, внутриигровая фотография и диджитал-арт.
В своей кураторской работе особое внимание я уделяю созданию лабораторно-экспериментального формата выставок и поддержке молодых художников. |
Interview with the supervisor Evgenia Sterlyagova Evgenia Sterlyagova, photographer, member and scholar of the Russian Union of Art Photographers, multimedia artist and independent supervisor. She is familiar with the contemporary art field both as author and project organiser. For several years now, Evgenia Sterlyagova as an independent supervisor has been organising exhibitions of various sizes and developing Art Makes Sense curatorial group project. Moreover, she is a columnist of the ARTUZEL project and Editor-in-Chief of the GG MAGAZINE fashion web zine which was among the Laboratory of New Media finalists at Winzavod in 2020. Today, Evgenia Sterlyagova is actively involved in the IGUMO and MKIK work which unites institute and college with creative fields of study, cultural and educational projects. She is Head of the IGUMO Gallery and co-supervisor of the Days of Contemporary Art (DOCA) International Festival. In this interview, Evgenia Sterlyagova talked about what she sees as the main feature of DOCA, how her acquaintance with the festival began and what topics seem the most interesting to her as a supervisor in the context of contemporary art. – What is DOCA? – DOCA is an independent awareness project, the goal of which is primarily to popularise contemporary art and find and promote new names and authors. It is an open non-commercial platform that includes exhibition, educational, and music programs. Days of Contemporary Art (DOCA) International Festival has been held under the guidance of the Institute for the Humanities and Information Technologies (IGUMO) for ten years now. I must say, my acquaintance with the educational institution began specifically with this event. A few years ago I applied to participate in the festival as an independent author. My video art called Mama Sings was presented at DOCA in 2019. – What is the main feature of the festival? – In my opinion, the main feature of DOCA is the reverent attitude towards young authors. IGUMO and MKIK students have truly loved the festival. Firstly, in addition to cooperation with external venues, the main program of the annual festival takes place within the educational institution itself. Halls and classrooms of the institute are temporarily transformed into a space filled with modern art. Secondly, students can apply to participate in the festival and be selected on the same grounds as all other authors. Thirdly, students can take part in workshops of famous artists during their studies and create group projects for the festival under their mentorship. Every year, within the Days of Contemporary Art (DOCA) International Festival, invited contemporary authors conduct their workshops at IGUMO and MKIK. They share their experience with young artists and supervise joint project work. Such well-known artists as Slava PTRK, Vasilisa Lebedeva, Olya Kroitor, Masha Ivanova, Andrey Syailev and others have already collaborated with us in several years. This year, Valery Chtak, Valera and Natasha Cherkashin implement their workshops. – How did you become a supervisor? – I started to undertake curatorial projects during my studies at the Joseph Bakstein Institute of Contemporary Art. I've already had quite a lot of curatorial experience when I came to work at IGUMO and MKIK. As a teacher and mentor, I began to actively involve students of different colleges in independent curatorial projects and exhibitions that were implemented with my participation. Moreover, we began to organise our own exhibitions during educational process. Thus, students of the Photography, Design, and Publishing Colleges and the Design and Photography Faculties of the Institute have already participated in exhibitions at ZIL Cultural Center, Zverevsky Center for Contemporary Art, Vinzavod Center for Contemporary Art, Contour art space, and Next Gallery. – As a supervisor, what topics do you think are important? – Topics on surreal, chthonic and folklore image mythology are relevant for me as a supervisor. I have also been fascinated by media art, in-game photography and digital art recently.
I pay special attention to the development of laboratory and experimental exhibition format and support young artists in my curatorial work. |