2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013
Дни современного искусства / Days of Contemporary Art
>>> зарегистрироваться на фестиваль <<<

«Знак»

скульптура

Лета Добровольская 

Семиотика выделяет три типа базовых знаков: знаки-иконки, знаки-индексы и знаки-символы. К наиболее распространенным иконическим знакам относят картины и рисунки. Вся реалистическая или предметная живопись – это собрание иконических знаков, функция которых замещать (изображать) некий предмет действительности. В предельном состоянии человек, рассматривая картину может утрачивать осознание того, что перед ним не реальная вещь (природный ландшафт), а ее заместитель (пейзаж). Однако модернизм, начиная с Эдуарда Мане, начинает атаковать принцип иконичности в живописи. Художники начинают требовать автономии картины по отношении к реальности. Требование радикальной свободы позволяет художнику заниматься чисто живописными задачами, а именно: расположением красок на холсте, не думая о соответствии изображенного какому-то реальному предмету. Происходит освобождение линии и цвета от обязанности подражать формам видимого мира. Завершением этого процесса принято считать «Черный квадрат» Каземира Малевича. Степень иконичности его картины равняется нулю. В отличие от иконических знаков, индексальный знак лишь привлекает внимание к означаемому им объекту, как например, это делают самые известные индексальные знаки – дорожные. 

В работе «Знак» мысль о нулевой степени иконичности картины «Черный квадрат» получает свое буквальное воплощение. Картина Малевича реально становится индексальной, превращаясь в дорожный указатель. Продолжая мысль об автономии, Добровольская не изображает какую-то реальность, а лишь указывает на нее. Так как понять является ли этот знак знаком предупреждения, запрета или предписания предстоит зрителю, вся работа «Знак» превращается в третий тип знаков – знак-символ.

‘Sign’

sculpture

Leta Dobrovolskaya 

Semiotics identifies three types of basic signs: icons, indexes, and symbols. Paintings and drawings are assigned to the most wide-spread iconic signs. All realistic and objective painting is a collection of iconic signs the function of which is to substitute (to depict) some object of reality. When looking at the picture, a person in a certain state can lose the understanding that he or she sees not a real object (natural landscape) but its substitution (scenery painting). However, modernism starting with Édouard Manet starts to attack the principle of iconicity in painting. Artists can start to demand the autonomy of the picture in relation to reality. The demand for radical freedom allows the artist to deal with purely pictorial tasks: to paint on the canvas without thinking about the correspondence of what is depicted to some real object. There takes place a release of line and colour from the obligation to imitate the forms of the visible world. Black Square by Kazimir Malevich is generally believed to be the finale of this process. The degree of iconicity of paintings is zero. Unlike iconic signs, the indexical sign only draws attention to the object it means as road signs (the most famous indexical signs) do.

 

In the work titled ‘Sign’, the idea of the zero degree of iconicity of Black Square receives its literal embodiment. The picture by Kazimir Malevich really becomes indexical turning into a road sign. Developing the idea of the autonomy, Leta Dobrovolskaya does not depict any reality but only points to it. It is up to the viewer to understand whether this is a warning, prohibiting or prescriptive sign. The whole work ‘Sign’ turns into the third type of signs: a symbol.

029A0939.JPG

DAYS OF CONTEMPORARY ART / MOSCOW
Проект DOCA реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы


ПАРТНЕРЫ МЕРОПРИЯТИЯ: / PARTNERS:


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ: / MEDIA PARTNERS: