6 января состоялась конференция «Почему цветы не растут сквозь асфальт?», посвященная феминизму в искусстве. Тема конференции, прошедшей 6 января на факультете, была выбрана не случайно. Мы решили поговорить о феминизме именно потому, что говорить о нем не становится проще. Проблемы, бывшие актуальными 20 лет назад, остаются актуальными. Существует огромное сопротивление, усугубляемое отсутствием понимания того, что представляет из себя феминизм, и каковы его цели и задачи. Каждое публичное выступление с позиций феминизма сопровождается реакцией, основной посыл которой можно выразить словами: «слишком много феминизма». Так выражается нежелание видеть огромное проблемное поле, затрагивающее социальные, юридические, этические и эстетические вопросы. Название конференции "Почему цветы не растут сквозь асфальт?" – взято из видео, созданного по мотивам опубликованного в 1971 году эссе американского историка искусств, профессора Линды Нохлин «Почему не было великих художниц?». В этой работе Линда Нохлин заложила основы всей последующим гендерным исследованиям в области истории искусств. Доказывая, что отсутствие значимых для истории искусств художниц не является следствием того, что «женщины неспособны к величию», а обусловлено мужским субъективным восприятием роли и назначения женщин, Нохлин призывает к осознанию проблемы и поискам решения ее. Арт-сообщество, как и общество в целом, существует в условиях мужского доминирования, которое редко осознается и почти никогда не ставится под вопрос. Субъективация женщины в СМИ, сексизм на рабочем месте и неравное вознаграждение за труд, бытовые мизогиния и мэнсплейнинг остаются культурными доминантами. О том, как эти проблемы отражаются в искусстве и социальной жизни, шла речь на конференции. Доклады первой части конференции касались истории европейского и американского феминистского движения, а также его влияния на историю искусств («Феминизм и искусство: исторический контекст и художественные практики», Дорогина Светлана), Женского движения в России («Женское движение в России, исторический контекст», Елизавета Саволайнен), а также разработке феминистской тематики в российском искусстве последнего десятилетия («Феминизм в искусстве 2010-х», Ильмира Болотян). Вторая часть конференции была посвящена авторским проектам. Ирина Изотова, инициатор и руководитель фестиваля MoscowFemFest рассказала о своем пути к пониманию феминистской проблематики, а также о прошедших в рамках фестиваля мероприятиях: лекциях по нейросексизму, гендерной революции, мизогинии и маскулинности, перформансах известных художниц и арт-групп, психологических тренингах и мастер-классах. Художницы Яна Сметанина и Татьяна Сушенкова представили своё понимании того, как гендерная проблематика может быть отражена в художественных работах, рассказали о своих проекты и восприятии их зрителями и арт-критикой. Гендерные вопросы важны сейчас, как никогда раньше. Подробное их рассмотрение, проговаривание разных точек зрения, выявление острых проблем - в том числе через искусство – действительно лежит в области социальной ответственности. «Слишком много феминизма» может быть только для тех, кто не хочет брать на себя эту ответственность. Пресс-секретарь DOCA Дорогина Светлана |
On December 6, there was a lecture called Why Don’t Flowers Grow Through Asphalt dedicated to feminism in art Topic of the conference was not chosen accidentally. We decided to talk about feminism because its 20-year-old problems are still topical. There is a strong resistance aggravated by misunderstanding of what feminism is and what are its goals. Every public speech from the position of feminism causes the reaction we can describe as ‘too much feminism’. Thus, refusal to see the whole field of social, juridical, ethical, and esthetic problems is expressed. The name ‘Why Have There Been No Flowers Growing Through Asphalt?’ is taken from the movie based on essay of American art historian Linda Nochlin published in 1971. It was named ‘Why Have There Been No Great Women Artists?’ In this work, Linda laid the foundation of all following gender research in the sphere of art history. She was proving that absence of great women artists does not mean that they are not able to be great. That is a result of men’s subjective perception of women’s role. Ms. Nochlin calls for realising the problem and searching for its solution. Art community, as well as society in general, exists under conditions of male dominance, which is rarely realised and is never questioned. Subjectivation of women in mass media, sexism on working places, gender pay gap, misogyny, and mansplaining remain cultural dominants. The conference was about how those problems reflect in art and social life. Reports of the first part of the conference touched upon history of European and American feminist movement and its influence on art history. (‘Feminism and Art: Historical Context and Art Practices’, Svetlana Dorogina), women’s movement in Russia (‘Women’s Movement in Russia, Historical Context’, Yelizaveta Savolainen), and development of feminist subject matter in Russian art of the last decade (‘Feminism in Art of 2010s’, Ilmira Bolotyan). The second part of the conference was related to authors’ projects. Irina Izotova, initiator and supervisor of MoscowFemFest shared about her path to understanding feministic problems and events held within the framework of the festival: lectures about neurosexism, gender revolution, misogyny, masculinity, performances of famous artists and art groups, psychological trainings, and workshops. The artists Yana Smetanina and Tatyana Sushchenkova presented their understanding of how gender subject matter can be reflected in artworks, spoke about their projects, and perception of them by viewers and art critics. Gender issues are now important as never before. Their detailed consideration, expressing different points of view, and identifying urgent problems are the part of social responsibility. There is ‘too much feminism’ only for those who don’t want to take that responsibility. Svetlana Dorogina, DOCA Press Secretary |