2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013
Дни современного искусства / Days of Contemporary Art
>>> зарегистрироваться на фестиваль <<<



29 ноября на doca-talks состоялась лекция Ирины Толкачевой «Про девочек»

Ирина Толкачева – искусствовед, историк фотографии, преподаватель в фотошколе Photoplay, Школе современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства, Школе визуальных искусств, лектор образовательных программ ГМИИ им. Пушкина, Немецкого культурного центра им. Гёте, член жюри фотографических конкурсов, автор учебных курсов и статей. Ирина занимается темой гендерных проектов в фотографии давно. Материала, который она собрала, хватит на полновесную монографию.

Женские образы появляются в фотографии с момента ее изобретения и с начала использования ее в качестве художественного средства. Но фотография, как и любой другой вид искусства, в каждый период своего развития отражает определенную идеологию – разделяемую автором или подвергающуюся его критике.

«Образ девочки и девушки настолько стереотипен в искусстве – и в фотографии, конечно, тоже – что можно считать, что это такой отдельный жанр. Все любят изображать девушек и девочек, как неких прелестных созданий, что-то нежное, невинное, кавайное».

Именно стереотипы в изображении девочек и девушек, и попытки их сломать – стали предметом лекции. Все фотографические проекты, которые были показаны, относятся к последнему десятилетию 20 века и к началу 21-го, т.е. предельно приближены к нам во времени. И это дало возможность слушателям сравнить изменения, которые претерпели женские образы в фотографии, с изменениями наших собственных представлений о том, как должны выглядеть девочки/девушки в медиа-среде и в художественном поле, какими мы хотим их видеть.

От достаточно эффектных, но вполне стереотипных образов девушек на фоне струящейся воды, птиц, бабочек, достаточно привычного взгляда Миры Недялковой, не подрывающего никакие системы и не угрожающего никаким ценностям, мы двигались к историям девочек-подростков, существующих в своем мире, увиденных глазами Арики Инаоко, и дальше, к насыщенным психологическим кадрам индивидуального человеческого опыта в проектах Анны Гаскелл, данным через воспоминания о своем собственном отрочестве, и замешанным на сказочности и гламурности. Масштабные проекты Джулии Фуллертон Баттен и Назифа Топчуоглу представляют девочек и девушек в мире своей мечты, не давая никакого серьезного психологического исследования реальных героинь и реального мира девушек.

Однако в то же время, в 2000-е возникает ряд проектов, в которых героини предстают как реальные личности, «можно придумать или считать некую историю, индивидуальный характер персонажа». Это проекты Хеллен ван Меене и Юстины Курланд.

 

Появляются и фотографии, в которых представлен взгляд девушек на самих себя, на женские образы в масс-культуре. «Очень много мужчин фотографов снимает девушек, …, но на самом деле не знают, как живет девушка» Проект Юри Нагасима «возвращает … мужской объективирующий взгляд, иронизируя по поводу стереотипного изображения женщины в мэйнстримной культуре, в глянце, в гламуре и в фотографии».

Художники выявляют те стороны, которые никогда не воспринимались как часть глянцевого идеала – ту часть женского опыта, который табуирован.

«…Эти девушки говорят: наш опыт разнообразен и универсален, мы вовсе не те прелестные создания, которыми вы привыкли нас видеть, мы, конечно прелестны, но в нас прелестно всё: прелестны наши волосы, прелестны наши тела, прелестны наши физиологические проявления – это всё естественно, вовсе не надо это табуировать, не надо этому ужасаться. Вот какой этот женский мир, за которым вы так любите подглядывать!»

Пресс-секретарь DOCA

Дорогина Светлана

On November 29, IGUMO held a DOCA-talk with Irina Tolkacheva’s ‘About Girls’ lecture 

Irina Tolkacheva is an art critic, photography historian, lecturer in Photoplay art school, MMOMA’s Free Workshops contemporary art school, School of Visual Arts, Pushkin Museum, and Goethe-Institut. She is also a jury member of various photography contests, the author of educational courses and articles. Ms. Tolkacheva has been researching gender projects in photography for a long time. She has gathered enough material for a full-fledged monograph.

Female portraits were in photography ever since it was invented and first used as an artistic means. However, photography, like any other art form, within any period of its development has been reflecting a certain ideology that an author could either support or criticise.

“Girl’s image in art and photography is so stereotypic it can be considered a specific genre. Everyone likes to depict girls as some charming creatures, something tender, innocent and kawaii.”

Stereotypes in depicting girls and attempt to break those stereotypes became subject matter of the lecture. All the projects that were shown are from the 90s and 00s, i.e. they are close to our time period. That allowed the audience to compare the changes female images underwent in photography to the changes of our own views on how girls should look in media and art and on how we want to see them.

We started with spectacular but rather stereotypic images of girls in front of flowing water, birds, and butterflies by Mira Nedyalkova with her quite habitual view, which undermines no systems and threatens no values. Then we moved to the stories of teenage girls in their own world seen by Ariko Inaoka. After that, we saw strong psychological photos of personal experience within Anna Gaskell’s projects, presented with memories of adolescence, fabulousness, and glamour. The large-scale projects by Julia Fullerton-Batten and Nazif Topçuoğlu present girls in their dream world without giving any serious psychological research of real heroines and their reality.

However, in the 00s a number of projects emerges, where heroines are depicted as real people, where “some story and personal character can be figured out”. Those were the projects by Hellen van Meene and Justine Kurland.

At that time, we also see the photos of girls observing themselves and popular culture depicting women. “Many photographers shoot women…but they actually have no idea how girls live”. Yurie Nagashima’s project “brings back male objectifying view while being ironic about stereotypic image of a woman in mainstream culture, gloss, glamour, and in photography”.

The artists reveal the sides that have never been perceived as the part of that glossy perfection. They depict the forbidden part of female experience.

“…These girls say: ‘Our experience is versatile and universal. We are not those charming creatures you are used to see. We are surely charming, but we are charming in all things. Charming are our hair, bodies, physiology. All that is natural, there is nothing to forbid or be terrified about. This is the female world you like to spy one!’”

DOCA Press Secretary

Svetlana Dorogina

DAYS OF CONTEMPORARY ART / MOSCOW
Проект DOCA реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы


ПАРТНЕРЫ МЕРОПРИЯТИЯ: / PARTNERS:


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ: / MEDIA PARTNERS: