Введение в художественный анализ и общий обзор сложившихся современных художественных практик 22 ноября на DOCA-talk прошла лекция «Введение в художественный анализ и общий обзор сложившихся современных художественных практик» Художник Юрий Шабельников стал известен на московской арт-сцене в начале 1990-х годов, когда он был участником арт-группы «Искусство или смерть», созданной ростовскими и таганрогскими художниками и ставшей одним из самых ярких художественных объединений 1980–1990-х годов. «Если обернуться назад, то можно увидеть, что эхо яростных споров, теоретических дискуссий, а то и скандалов периода 80-х сопровождало любое выступление товарищества “Искусство или смерть”, будь то символические знаки протеста в виде выставки в платном туалете на Газетном, экспозиции в выставочном зале на Береговой или другие эпатажные проекты», – пишет искусствовед Светлана Крузе. Участники «товарищества» пытались переосмыслить современное им искусство и спорили о том, надо ли «примыкать к единому мировому искусству, войти в него» или «выстраивать альтернативу» (Шенкман Я. Машина успеха имени Мирослава Немирова // Русский журнал. 2011. 17 окт.). Тот же вопрос, пожалуй, стоит перед молодыми художниками и сейчас, хотя контекст, безусловно, изменился. Понимание ситуации и проблематики актуального искусства необходимо. Этому и была посвящена лекция Юрия Леонидовича на DOCA-talk. Он начал ее со схемы художественного анализа, составленной им для объяснения функционирования художественной работы в мире искусства. «Идея в искусстве не оформлена, идея проходит через критерии; концепт, художественная задача, проблема, язык, автор в центре – идея оформляется через вот эти все категории. Естественно, в центре – архив, нужно знать историю искусств. Потом сам предмет искусства: он воспринимается медиа, зрителем, институциями, причем заметьте: медиа между зрителем и институциями». Двигаясь от одного значимого произведения к другому, мы пытались формулировать причины, по которым та или иная работа и ее автор вошли в историю искусства и повлияли на все последующие работы. «Как вы думаете, что такое черный квадрат? Что случилось, когда Малевич Казимир Северинович создал “Черный квадрат”? Появился интерес к беспредметному. Родился интерес к абстракции. Вы думаете, тогда была абстракция? К геометрическим предметам. Квадрат – это не предмет. Искусство стало интеллектуальным». «Черный квадрат» Малевича, Фонтан Дюшана, Стул Джозефа Кошута, Невозможность смерти в сознании живущего Хёрста, работы Кунца, Пьера и Жиля, Джона Кейджа. Все эти произведения есть в любом учебнике по истории современного искусства или путеводителе для «чайников» «Как научиться понимать современное искусство»: их важность уже никем не оспаривается. Мир искусства представляется глобальным Архивом, где для каждого художника, для каждой работы есть место, есть своего рода инвентарный номер и бирка, на которой вдумчивым критиком обозначена ее ценность. И достаточно прочитать надпись на этой бирке и сказать: «А, понятно». Но мы можем и взглянуть на важные для истории искусства работы из своей личной перспективы и увидеть их место и роль в формировании того контекста, в котором мы существуем сейчас. Важно смотреть внимательно, непредвзято и с уважением. «Современное искусство работает со смыслами, рождает новые смыслы». А увидеть, найти эти новые смыслы можно в диалоге – с художественной работой, с автором, с другим зрителем. Нужно только слушать и слышать. И, может быть, тогда станет очевидно, что мы все «говорим о том же, только другими словами». Пресс-секретарь DOCA Дорогина Светлана |
Introduction to Artistic Analysis and the General Summary of Modern Artistic Practices On November 22, IGUMO held a DOCA-talk called ‘Introduction to Artistic Analysis and the General Summary of Modern Artistic Practices’ The artist Yuri Shabelnikov emerged in Moscow art at the beginning of 1990s as a member of ‘Art or Die’ art collective. The group was established by the artists from the Russian cities of Rostov-on-Don and Taganrog. It became one of the most prominent artistic associations of 1980-90s. Svetlana Kruse, the art critic, wrote: “Turning to the past, we can see that the echo of ferocious debates, theoretical discussions, and scandals of the 80s followed every ‘Art or Die’ performance. It could be symbolic protests of the exhibition in the pay toilet on Moscow’s Gazetnyy Pereulok, expositions in the exposition hall on Begovaya street, or any other outrageous project.” Members of the collective tried to reconsider the contemporary art of the times and argued, whether they should “enter common global art and join it” or “create the alternative” (Yan Schenkman, “Machine of Success Named After Miroslav Nemirov” // Russian Journal, October 17, 2010). Today’s young artists are basically having the same issue, however the context has surely changed. It is necessary to understand the situation and the perspective of relevant art. That was what Yuri Shabelikov’s lecture at DOCA-talk was dedicated to. He began with the artistic analysis scheme, which he created to explain the basics of artistic work. “Artistic idea is not enshrined, as it is actualised through a number of criteria. Concept, artistic task, issue, language, author’s central position are all categories of idea’s institutionalisation. Surely, the archive is in the first place, as it is necessary to know the art history. After that goes the very notion of art: it is perceived by viewers, institutions, and media between them.” Moving from one significant artwork to another, we tried and stated the reasons this or that work and their authors went down in history and influenced all the subsequent works.
“So, what is the black square? What happened when Kazimir Malevich created his Black Square? The interest towards abstract and objectless art and geometric shapes emerged. Do you think they had abstract art at the time? A square is not an object. The art became intellectual.” Malevich’s Black Square, Duchamp’s Fountain, One and Three Chairs by Joseph Kosuth, Damien Hirst’s The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living, the works by Dean Koontz, Pierre et Gilles, John Cage. All those artworks are presented in any textbook of history of contemporary art or contemporary art 101, as their importance in no longer challenged. The world of art is imagined as the global archive with its place for every artist and work. Each artwork there has its own item number and a label, where a thoughtful art critic would define its value. One only needs to read the label to say: “Oh, I got it”. We can also see the historically significant artistic works from our own perspective to understand their role in shaping the context we live in. It is important to watch closely, impartially, and with due respect. “Contemporary art is working with the existent meanings and creating the new ones.” One can see those new meaning by having a dialogue with the artistic work, author, or some other viewer. One should only listen and hear. Maybe then we will understand we all “talk about the same things but in different words”. DOCA Press Secretary Svetlana Dorogina |