23 ноября в рамках DOCA-talk состоялась лекция «Все, без чего можно спокойно обойтись в жизни, в искусстве и в современном театре». Ее прочитал Всеволод Лисовский – идеолог и руководитель площадки «Трансформатор» (новой сцены «Театра.doc»), режиссёр, телепродюсер, сценарист. С 1988 года входил в ростовское товарищество «Искусство или смерть». С 2011 года ставит экспериментальные спектакли в Москве, называет себя «комиссаром» Театра.doc. В 2016 году вошел в топ-5 людей года по версии экспертов всероссийской Ассоциации театральных критиков. Он подверг критике традиционный театр, назвав его «репрессивной системой», сталкивающей две стороны – творческих работников театра и зрителей. В этом «обществе взаимной эксплуатации» первые испытывают нехватку материальных ресурсов, а вторые предстают как «обделенные» ресурсами духовными, причем обе группы страдают от неравномерного распределения между собой и внутри каждой из них. Задачу современного театра Всеволод Лисовский видит в том, чтобы добиться справедливого распределения всех ресурсов между всеми участниками театрального процесса, и прежде всего, в «эмансипации актеров и зрителей». С этой точки зрения он раскритиковал также ставший в последнее время модным иммерсивный театр за то, что в данной практике эта цель лишь декларируется. «Зрителя буквально ведут за руку... Но какова степень его осознанности о включении в какое-то действие? Является ли он персонажем или зрителем, который купил билет и которого развлекают в рамках культурного мероприятия?» Vsevolod Lisovskiy read a lecture Things You Can Easily Abandon in Life, Art, and Modern Theatre within the framework of DOCA-talk on November 23. Vsevolod is an ideologist and leader of Transformator platform (new stage of Театр.doc), director, TV producer, and screenwriter. He was a member of Art or Death Rostov partnership from 1988. In 2011, he began putting on experimental plays in Moscow. Vsevolod calls himself Commissar of Театр.doc. He hit top 5 people of the year under the version of experts from All-Russian Association of Theatre Critics. Vsevolod criticised traditional theatre and called it a ‘repressive system’ that brings two sides into conflict: creative theatre workers and the viewers. In this ‘society of mutual exploitation’, the first group lacks material resources, the latter lack spiritual ones. Both groups suffer from uneven distribution between them and within each group. Vsevolod thinks that modern theatre’s target is to achieve even distribution among all participants of the theatre process and emancipation of actors and viewers.
From that point of view, he criticised the immersive theatre for only declaring that goal but not achieving it. “The viewer is literally led by the hand… However, what is extent of their awareness about involvement into some action? Are they characters or viewers entertained within the framework of the cultural event?”
|
|