15 ноября в рамках DOCA-talk прошла лекция «Влияние Street art и рекламы на современную культуру». Ее прочитал Евгений Фатеев — инициатор и куратор международного фестиваля уличного искусства и граффити «Стенограффия» и «Честного фестиваля рекламы (ЧЕСНОК)» (Екатеринбург). Составитель книги «Путеводитель по граффити Екатеринбурга». Основатель агентства партизанского маркетинга StreetArt, чей проект «Заставь чиновников работать» (по заказу РА «Восход») обрел всероссийскую популярность и получил «Золотого Льва» в Каннах. Спикер посвятил свое выступление проблеме признания стрит-арта, графического дизайна и рекламы со стороны культурных институтов. Так, музеи, архивы и библиотеки не признают дизайн наравне с искусством или фотографией. «Вы можете видеть свой продукт на каждом углу, но максимум, что вы получите, – это какую-либо премию. Заработаете немного денег и все», – отмечает спикер. Это приводит к тому, что в этой сфере творчества практически нет преемственности. Ведь если проекты хранятся лишь в интернете, то актуализированы они могут быть лишь через запросы в поисковике, которые, в свою очередь, «формируются рубрикатором большой культуры». Проблема усугубляется тем, что люди «разучились спрашивать». «Правильно спрашивающий признался себе, что ему не хватает знаний». А сегодня, как отметил спикер, это не модно, «все подчинено богу эргономики», главной ценностью стало ощущение комфорта, и, в целом, «массовая культура маргинализирует критику». В результате, по его мнению, российская индустрия дизайна «не порождает техник и практик», потребляя и копируя какие-то вещи, она не создает знание об их «метафизике», о стоящими за ними людьми, социальными группами и политическим устройством. «Если же мы поймем все это, то у нас появится шанс сделать что-то оригинальное», – считает Евгений Фатеев. Evgeniy Fateev gave a lecture Street Art and Advertising’s Influence on Modern Culture within the framework of DOCA-talk on November 15. He is the initiator and supervisor of Stenograffiya international festival of street art and graffiti and Chesnok honest-fest. Evgeniy is a founder of StreetArt guerilla marketing agency, which project Make Civil Servants Work became popular all over Russia and won Cannes Lions. Evgeniy spoke about a problem of recognition of street art, graphic design, advertising by cultural institutions. Thus, museums, archives, and libraries do not recognise design as equal to art or photography. “You can see your product everywhere around but you will gain nothing but a prize or a bit of money”, mentioned the speaker. Due to the above-mentioned, there is almost no succession in this sphere of art. The projects kept only on the internet can be actualised only through internet searches, which are formed by rubricator of a great culture. The problem is compounded by the fact that people have forgotten how to ask. Those who ask right have admitted to themselves that they lack knowledge. Nowadays there is no trend for that. Everything is subjected to the god of ergonomics. Comfort became the main value. Mass culture marginalise the criticism.
As a result, Russian design industry does not create techniques and practices. It copies things without thinking about people, social groups or political structures behind them. “If we understand it we will have a chance to create something original”, thinks Evgeniy Fateev. |
|