Days of Contemporary Art / Moscow / Дни современного искусства / Москва
Эмансипация зрителя в современном театре

23 ноября в рамках DOCA-talk состоялась лекция «Все, без чего можно спокойно обойтись в жизни, в искусстве и в современном театре». Ее прочитал Всеволод Лисовский – идеолог и руководитель площадки «Трансформатор» (новой сцены «Театра.doc»), режиссёр, телепродюсер, сценарист. С 1988 года входил в ростовское товарищество «Искусство или смерть». С 2011 года ставит экспериментальные спектакли в Москве, называет себя «комиссаром» Театра.doc. В 2016 году вошел в топ-5 людей года по версии экспертов всероссийской Ассоциации театральных критиков. 

Он подверг критике традиционный театр, назвав его «репрессивной системой», сталкивающей две стороны – творческих работников театра и зрителей. В этом «обществе взаимной эксплуатации» первые испытывают нехватку материальных ресурсов, а вторые предстают как «обделенные» ресурсами духовными, причем обе группы страдают от неравномерного распределения между собой и внутри каждой из них. Задачу современного театра Всеволод Лисовский видит в том, чтобы добиться справедливого распределения всех ресурсов между всеми участниками театрального процесса, и прежде всего, в «эмансипации актеров и зрителей».

С этой точки зрения он раскритиковал также ставший в последнее время модным иммерсивный театр за то, что в данной практике эта цель лишь декларируется. «Зрителя буквально ведут за руку... Но какова степень его осознанности о включении в какое-то действие? Является ли он персонажем или зрителем, который купил билет и которого развлекают в рамках культурного мероприятия?» 



Days of Contemporary Art / Moscow / Дни современного искусства / Москва