Days of Contemporary Art / Moscow / Дни современного искусства / Москва
Влияние Street art и рекламы на современную культуру

15 ноября в рамках DOCA-talk прошла лекция «Влияние Street art и рекламы на современную культуру». Ее прочитал Евгений Фатеев — инициатор и куратор международного фестиваля уличного искусства и граффити «Стенограффия» и «Честного фестиваля рекламы (ЧЕСНОК)» (Екатеринбург). Составитель книги «Путеводитель по граффити Екатеринбурга». Основатель агентства партизанского маркетинга StreetArt, чей проект «Заставь чиновников работать» (по заказу РА «Восход») обрел всероссийскую популярность и получил «Золотого Льва» в Каннах.

Спикер посвятил свое выступление проблеме признания стрит-арта, графического дизайна и рекламы со стороны культурных институтов. Так, музеи, архивы и библиотеки не признают дизайн наравне с искусством или фотографией. «Вы можете видеть свой продукт на каждом углу, но максимум, что вы получите, – это какую-либо премию. Заработаете немного денег и все», – отмечает спикер.

Это приводит к тому, что в этой сфере творчества практически нет преемственности. Ведь если проекты хранятся лишь в интернете, то актуализированы они могут быть лишь через запросы в поисковике, которые, в свою очередь, «формируются рубрикатором большой культуры». Проблема усугубляется тем, что люди «разучились спрашивать». «Правильно спрашивающий признался себе, что ему не хватает знаний». А сегодня, как отметил спикер, это не модно, «все подчинено богу эргономики», главной ценностью стало ощущение комфорта, и, в целом, «массовая культура маргинализирует критику».

В результате, по его мнению, российская индустрия дизайна «не порождает техник и практик», потребляя и копируя какие-то вещи, она не создает знание об их «метафизике», о стоящими за ними людьми, социальными группами и политическим устройством. «Если же мы поймем все это, то у нас появится шанс сделать что-то оригинальное», – считает Евгений Фатеев. 


Days of Contemporary Art / Moscow / Дни современного искусства / Москва