2025 2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013
Дни современного искусства / Days of Contemporary Art

Почему современное искусство увлекает одних и непонятно другим

Мнение куратора фестиваля современного искусства DOCA

Фестиваль DOCA (Day of Contemporary Art) – независимый просветительский проект, направленный на популяризацию современного искусства. Событие объединяет опытных художников и талантливых студентов творческих направлений. Фестиваль проходит каждую весну на протяжении уже 13 лет. В этом году DOCA откроет двери для гостей 26 апреля. Накануне ожидаемого события куратор фестиваля, фотограф-художник Вадим Гущин поделился мнением о том, как научиться понимать современное искусство.

Вадим Гущин – фотограф-художник, член Союза фотохудожников России и эксперт с мировым именем. Он профессионально занимается искусством более 30 лет. Его работы хранятся в музейных и частных коллекциях, среди которых – собрания Тетьяковской галереи (Москва), Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Русского музея (Санкт-Петербург), Музея Альбертина (Вена, Австрия), Музея изящных искусств (Хьюстон, США) и других известных институций.

Сегодня Вадим Витальевич также возглавляет институт фотографии ИГУМО и является одним из кураторов единственного в России международного студенческого фестиваля, посвященного концептуальному современному искусству.

«У каждой эпохи свое “современное искусство”, которое соответствует уровню развития общества и технологий. Искусство похоже на живой организм, оно не стоит на месте, оно развивается, видоизменяется, ищет новые формы, – отмечает Вадим Гущин. – Восприятие произведений искусства сильно различается в зависимости от исторической эпохи, от мироощущения человека того или иного времени. Об этом писал Василий Кандинский в своей книге “О духовном в искусстве”. А значит, искусство XXI века не может быть таким же, каким оно было в XIX веке».

Фестиваль DOCA – это не просто выставочное пространство, а большая образовательная площадка. Гости здесь – не зрители или наблюдатели, а участники живого процесса соприкосновения с современным искусством, в первую очередь – соприкосновения эмоционального. Ежегодно на фестивале можно увидеть яркие, необычные, уникальные арт-объекты в самых разных жанрах и форматах: от фотографий и живописи до инсталляций и перформансов.

«Любое искусство должно восприниматься в первую очередь эмоционально, даже если это искусство концептуальное и нагружено многими философскими, социальными, религиозными и другими смыслами. Смыслы должны открываться и постигаться зрителем через эмоции. Это главное! Если работа не вызывает эмоционального отклика, то и смыслы не считываются», – объясняет куратор фестиваля.

Почему же так случается, что современное искусство непонятно для многих современных зрителей? По мнению Вадима Гущина, проблема восприятия заключается в том, что люди не готовы воспринимать новые формы искусства. Это проблема образования. Современный неподготовленный зритель плохо знаком с историей искусств и потому пытается через логику осознать и воспринять произведения, внешне мало похожие на привычное классическое искусство. Первый вопрос, который задет себе зритель в таком случае: «Что хотел сказать автор?» И этот вопрос неправильный.

«Для восприятия современного искусства надо попытаться понять, какие чувства вы испытываете, что чувствуете на эмоциональном уровне, когда смотрите на арт-объект, отключив логическое восприятие произведения. И если произведение созвучно вашему мироощущению, если оно будит эмоции и начинает нравиться без всякого логического объяснения, тогда смыслы, заложенные в него художником, сами раскрываются в вашем сознании», – советует Вадим Гущин.

К счастью, на фестивале DOCA гости не остаются с современным искусством «один на один». На площадке работает много волонтеров, которые готовы рассказать всё самое интересное об арт-объектах, ответить на вопросы и вовлечь гостей в интерактивные форматы. Помимо выставочной программы проект включает мощную образовательную составляющую. Например, 26 апреля на площадке пройдут воркшопы по дизайну, фотографии и брендингу, лекции от спикеров из сфер авторского права, арт-менеджмента, искусствоведения, арт-терапевтической психологии и творческие мастер-классы.

В этом году тема фестиваля посвящена празднику и называется «Впустите». Через свое творчество художники будут рассматривать праздник как сакральное явление, тесно связанное с культурными традициями, объединяющее людей и расширяющее границы повседневности. Гостей ждут впервые представленные в России работы кубинских авторов, уникальные проекты художников из Южной Кореи, Испании, Монголии и разных городов России. Ожившие куклы, праздничные маски, яркие образы, экспрессивная живопись, плакаты и фотографии – всё это поможет зрителю погрузиться в мир современного искусства, прочувствовать его и, вероятно, открыть его для себя с новой, увлекательной, понятной стороны.

Why Contemporary Art Captivates Some While Confusing Others

Insights from DOCA Curator

The Day of Contemporary Art (DOCA) festival is an independent educational initiative dedicated to popularizing contemporary art. For 13 years, this annual spring event has been bringing together established artists and talented students from creative fields of study. On April 26, DOCA will open its doors once again. On the eve of the festival, photographer and artist Vadim Gushchin, DOCA curator, shares his perspective on understanding contemporary art.

Vadim Gushchin is a photographer and artist, member of the Union of Photo Artists of Russia, and world-renowned expert. He has been engaged in art professionally for over 30 years. Vadim’s works are held in museum and private collections, including the State Tretyakov Gallery (Moscow), the Pushkin State Museum of Fine Arts (Moscow), the State Russian Museum (St. Petersburg), the Albertina Museum (Vienna, Austria), the Museum of Fine Arts (Houston, USA), and many other famous institutions.

Vadim Gushchin currently heads the Institute of Photography of the Institute for the Humanities and Information Technologies (IGUMO). He is also a curator of Russia’s only international student festival dedicated to conceptual contemporary art.

“Every era has its ‘contemporary art’, a mirror of society’s technological and cultural evolution. Art is like a living organism: it evolves, transforms, and seeks new forms. As Wassily Kandinsky wrote in ‘Concerning the Spiritual in Art’, art perception shifts with each epoch, reflecting the worldview of its time. Therefore, the art of the 21st century can’t be the same as it was in the 19th century,” comments Vadim Gushchin.

DOCA is not just an exhibition space but a major educational platform. Here, guests are not mere spectators but active participants in the process of engaging with contemporary art, primarily on an emotional level. Each year, the festival features bold, unconventional, and unique artworks across various genres and formats: from photography and painting to installations and performances.

“All art must first resonate emotionally, even conceptual art loaded with philosophical, social, religious, or other meanings. Meanings should be discovered and comprehended by the viewer through emotions. That's the key! If a work doesn't evoke an emotional response, its meanings remain unread,” explains the curator.

Why does contemporary art confuse many modern audiences? Vadim Gushchin believes that people expect familiar and are not ready to perceive new art forms. This problem is rooted in education. Unprepared viewers, unfamiliar with art history, often try to rationally analyze works that bear little resemblance to traditional classical art. Their first question tends to be “What did the artist mean?” and, according to Vadim Gushchin, that’s the wrong approach.

"To appreciate contemporary art, try to understand what you feel and what emotions arise when you look at an artwork. Set logical analysis aside. If a piece of art resonates with your worldview, if it evokes emotions and begins to appeal to you without any rational explanation, then the meanings embedded by the artist will naturally unfold in your mind,” he advises.

Fortunately, at DOCA, visitors don’t face contemporary art alone. The festival has a number of volunteers ready to share fascinating insights about the artworks, answer questions, and engage guests in interactive formats. In addition to the exhibition itself, the festival offers a comprehensive educational programme. For instance, on April 26, DOCA will feature workshops on design, photography, and branding together with creative practical classes and lectures by experts in copyright law, art management, art history, and art therapy.

This year’s topic of DOCA is ‘Let in’ and the festival itself is devoted to interpreting celebration. Through their works, artists explore celebration as a sacred phenomenon deeply tied to cultural traditions, uniting people, and expanding the boundaries of everyday life. The festival guests will see debut exhibitions of Cuban artists in Russia and unique projects by authors from South Korea, Spain, Mongolia, and across Russia. ‘Living’ dolls, festive masks, vibrant images, expressive paintings, posters, and photographs will help viewers immerse themselves in contemporary art, experience it deeply, and perhaps discover it anew from a fresh, exciting, and accessible perspective.




BLOG
Дни современного искусства / Days of Contemporary Art


ПАРТНЕРЫ МЕРОПРИЯТИЯ: / PARTNERS:


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ: / MEDIA PARTNERS: