2025 2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013
Дни современного искусства / Days of Contemporary Art

Самокат из книг и подушка с шипами: как прошел фестиваль современного искусства DOCA

Портал в праздник, зеркало признаний, ускользающие сны, ожившие куклы и ещё множество интересных арт-объектов порадовали гостей Международного фестиваля современного искусства DOCA. Событие прошло 26 апреля на площадке Института гуманитарного образования и информационных технологий, объединив известных художников и талантливых студентов. Фестиваль стал ярким праздником искусства и подарил гостям много ярких впечатлений.

Фестиваль современного искусства DOCA проходит в Москве каждую весну на протяжении уже тринадцати лет. Каждый раз событие имеет свой фирменный стиль и тематику. В этом году фестиваль был посвящен празднику и по сути сам стал настоящим праздником, где каждый гость нашёл для себя повод улыбнуться, понастальгировать, окунуться в детство, получить порцию вдохновения или просто хорошо провести время.

Вместе с тем, несмотря на непринуждённость и легкость атмосферы, каждый арт-объект представлял собой произведение концептуального современного искусства, а значит – предлагал зрителю задуматься, «разгадать» послание автора или наделить увиденное собственными смыслами. Если вам не довелось побывать на фестивале, то с удовольствием делимся репортажем-экскурсией по выставочной площадке события.

Погружение в мир современного искусства началось с самого входа, но не с громких праздничных возгласов, а в буквальном смысле с пробуждения. Здесь гостей ждали настоящие подушки, превратившиеся в замысловатые арт-объекты. В мастерской известной public art художницы Марины Звягинцевой студенты создали инсталляции на тему «Ускользающий сон». Подушки с шипами, вышивками, в виде чайного пакетика, арт-подушки со звуковым сопровождением… В своих творческих исследованиях авторы представляли сон и как мистический мир грёз, искажающий реальное ощущение мира и времени, и как сложное явление, влияющее на физиологию и эмоции человека.

Ещё один «отдельный мир» представила собой экспозиция проекта «Впустите самокаты». В мастерской одного из ведущих фотожурналистов страны Павла Волкова студенты создали инсталляцию с фотографиями и реальными электросамокатами. Авторы проекта стремились не просто передать собирательный образ современного москвича, использующего модный вид транспорта, а донести довольно глубокие мысли. За последние несколько лет использование электросамокатов стало не просто очень популярно, но и повлияло на культурное обновление городской среды. И некоторые самокаты, вошедшие в число арт-объектов фестиваля, наглядно продемонстрировали позитивный, отчасти праздничный окрас любого обновления. Например, на DOCA можно было увидеть самокат из книг – объект, представляющий уникальное сочетание привычного силуэта электротранспорта с тонкими отсылками к легендарным школам дизайна Вхутемас и Баухас.

Проект «Паспорт праздников» буквально погрузил зрителей в череду праздничных ритуалов. Экспозиция была организована в виде «станций», каждая из которых представляла отдельное событие. Зрителям предлагалось задуть свечи, обменяться подарками, загадать желания и в результате – получить «паспорт» со штампами о прохождении ритуалов. Проект оказался очень трогательным и пробуждающим ностальгические чувства. Задумка автора заключалась в том, чтобы подарить праздничное настроение всем гостям фестиваля, ведь делать других людей счастливыми – тоже праздник.

От «Зеркала признаний» гости получили множество комплиментов, которых порой так не хватает нам в повседневной жизни. Между тем, добрые слова не просто заставляют человека улыбнуться, а часто необходимы для того, чтобы он поверил в себя, ощутил радость и начал дарить эту радость окружающим. Словом, такие «Зеркала признаний» не помешало бы разместить в каждом доме – и сделать это очень просто.

Много внимания привлек небольшой арт-объект «Сердце семьи» в виде серого непримечательного на первый взгляд многоквартирного дома. Однако, заглянув внутрь, зритель видел множество сердец – людей с неповторимыми судьбами и живыми чувствами. Инсталляция вызвала много теплых эмоций и ассоциаций с родным домом, где в кругу близких царит уют и спокойствие.

Детский восторг даже у взрослых посетителей вызвал арт-объект «Сладкий подарок», созданный из обычных фантиков от конфет. Гости могли полистать альбом с коллекцией обёрток, каждая из которых имела своё описание, вызывала определенные ассоциации из детства и согревала душу. Рядом располагался букет из цветов-фантиков, демонстрирующий то, насколько красивыми и создающими уют могут быть самые обычные вещи.

Инсталляция «То, что скрыто» представила собой ярко украшенный, но полый внутри бюст. Автор предложил зрителям задуматься о том, всегда ли внешняя радость и нарядность отражают внутренний мир человека. Трактовать идею можно по-разному: рассуждая о том, как каждый из нас «наполняет» себя сам, или о том, как видят нас другие.

На одном из этажей выставочного пространства гостей встречали «ожившие куклы» – яркое иммерсивное дополнение проекта «Куклы в городе» известного фотографа Ивана Филимонова. Персонажи создавали праздничное настроение и общались с гостями, ещё раз показывая, что современное искусство интерактивно и объемно.

В арт-объектах «Спасибо, что пришли» и «Веселье для всех» авторы подняли тему двойственного ощущения от праздничных событий. Они показали праздник и как весёлое торжество, и как большой труд, приносящий самые разные эмоции.

Через инсталляцию «Быть» гости смогли ощутить атмосферу праздника и в то же время её отсутствие. Проект затронул тему цифровизации, коснувшейся даже самых живых и теплых событий. Так, за праздничным столом «сидела» девушка в компьютерном мониторе, которая ждала поздравлений в режиме онлайн.

Не уступили в эффектности ярким инсталляциям и различные серии фотографий. Гости фестиваля подчёркивали то, насколько интересно были переданы задумки авторов через снимки. Фотохудожники талантливо поработали со светом и цветом, композицией и созданием образов. На выставке были представлены натюрморты, постановочные и репортажные фотографии.

Примечательно, что большая часть работ на фестивале – студенческие проекты. Это талантливые и по-настоящему качественный образцы современного искусства, отражающие то, насколько глубоко и творчески мыслит современная молодежь. Каждый зритель мог трактовать тот или иной арт-объект по-своему, что ещё раз подчёркивает концептуальность современного искусства, в которое вкладывает идею и душу не только автор, но и сам зритель. Молодым художникам удалось соблюсти этот принцип и создать такие проекты, которые действительно вызывали эмоции и ассоциации, создавали настроение. А значит, праздник искусства, бесспорно, удался!

Kick Scooter Made of Books and a Pillow with Spikes: Highlights from the DOCA Festival

A portal into celebration, a mirror of compliments, elusive dreams, living dolls, and many other interesting art objects delighted guests at the Day of Contemporary Art (DOCA) festival. Held on April 26 at the Institute for the Humanities and Information Technologies (IGUMO), the event brought together established artists and talented students. The festival became a vibrant celebration of art and brought many vivid impressions to its visitors.

DOCA has been taking place in Moscow every spring for 13 years. Each time, the event has featured its distinct theme and style. This year’s focus on celebration turned the festival itself into a living holiday giving the guests reasons to smile, reminisce, reconnect with childhood, find inspiration, or simply enjoy the moment.

Despite the playful and carefree atmosphere, every exhibit was a thought-provoking piece of conceptual art. DOCA’s art objects invited viewers to interpret hidden meanings, decode the artist’s message, or project their own ideas onto the pieces. If you missed the event, we are happy to share this guided tour through the most memorable installations of the event.

The immersion into the world of contemporary art began at the venue’s entrance, where guests were greeted by ordinary pillows transformed into extraordinary art objects. Within the workshop of renowned public artist Marina Zvyagintseva, students created installations on the topic of ‘Elusive Dream’. Those included pillows with spikes and embroidery, those shaped like tea bags, and even sound-enhanced art pillows… Within their creative endeavors, the authors portrayed dreams both as a mystical world distorting the perception of reality and time and as a complex phenomenon affecting human physiology and emotions.

Another ‘world of immersive experience’ came from the ‘Let the Scooters In’ exposition. Within the workshop Pavel Volkov, one of Russia’s leading photojournalists, students created an installation featuring photographs and real electric kick scooters. The artists strived not only to depict modern Muscovites embracing this trend but also to explore deeper themes. Over the past few years, electric kick scooters have become extremely popular and largely reshaped urban spaces. Some of the scooters in DOCA installations vividly demonstrated the positive and almost festive tone of any transformation. For example, one standout piece was a scooter sculpted from books, merging the vehicle’s familiar silhouette with tributes to the legendary Bauhaus and Vkhutemas design schools.

The ‘Passport of Holidays’ project guided DOCA visitors through a series of festive rituals. The exhibition was organized as a series of ‘stations’, each representing a different event. Blowing out candles, exchanging gifts, making wishes culminated in a passport being stamped at each station. The project turned out to be deeply touching, evoking nostalgic feelings. The author’s idea was to spread holiday joy to all festival attendees: after all, bringing joy to others is a celebration in its own way.

The ‘Mirror of Compliments’ offered guests the kind words so often missing in daily life. These affirmations didn’t just elicit smiles: they helped people believe in themselves, embrace joy, and share it with others. By the way, such ‘Mirrors of Compliments’ could easily be installed in every home to perform that mission.

‘Heart of the Family’ was another project captivating the interest of DOCA’s audience. At first glance, it appeared to be an unremarkable gray apartment building. However, after looking inside, viewers discovered countless hearts symbolizing people with unique destinies and genuine emotions. The installation evoked warm feelings and associations with home, the realm of comfort and peace among loved ones.

The ‘Sweet Gift’ art object was made of candy wrappers, each sparking childhood memories. That project delighted even adult DOCA visitors. Guests had an opportunity to flip through an album featuring a collection of wrappers, each with its own description. It awakened certain associations from childhood and warmed the hearts of the audience. Nearby, there was a bouquet of flowers made of wrappers, which demonstrated the beauty and coziness of even the simplest things.

 ‘What’s Hidden Inside’ presented a brightly decorated but hollow bust. The installation author invited viewers to reflect on whether outward joy and festive look always reflect a person’s inner world. The idea could be interpreted in different ways: it was either about self-perception or about how others see us.

On one of the exhibition floors, guests were greeted by ’living dolls’. That was a vivid immersive performance supplementing the Dolls in the City project by renowned photographer Ivan Filimonov. The characters created a festive atmosphere and interacted with visitors proving once again the interactivity and multidimensionality of contemporary art.

Within the art objects ‘Thank You for Coming’ and ‘Fun for All’, the authors explored the dual nature of festive events. They explored how festivities balance joy and effort, capturing the emotional complexity behind every party.

DOCA guests could simultaneously feel the atmosphere of celebration and its absence through the ‘Being’ installation. The project touched on how digitalization affects the most lively and warmhearted events. The project featured a festively set table with a girl on a computer monitor waiting for online congratulations.

Various photo series were no less impressive than the vibrant installations. Festival guests noted how skillfully the photographers conveyed their ideas through their shots. The artists masterfully played with light, color, composition, and storytelling, presenting still lifes, staged shots, and documentary photography.

Notably, most of the works at the festival were student projects. High-quality examples of talentedly crafted pieces of contemporary art reflect the deep and creative thinking of today’s youth. Each viewer could interpret the art in his or her own way. That highlights the conceptual nature of contemporary art, in which meaning and soul are contributed not only by the artist but also by the audience. The young creators succeeded in following this principle by crafting projects that truly evoked emotions, personal interpretations, and moods. That means the ‘celebration of art’ was undoubtedly a success!




BLOG
Дни современного искусства / Days of Contemporary Art


ПАРТНЕРЫ МЕРОПРИЯТИЯ: / PARTNERS:


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ: / MEDIA PARTNERS: