«Экологический дизайн: вчера, сегодня, завтра»
Образовательную программу DOCA открыла Ольга Дружинина ‒ заместитель директора по научной работе Московского музея дизайна, ведущий научный сотрудник отдела художественных проблем дизайна НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. Лекция Ольги была посвящена возможным решениям экологических проблем с помощью дизайна и возрастающей ответственности современных дизайнеров за то, что случится с планетой в ближайшем будущем.
Наряду с эстетичностью, эргономичностью и стоимостью одним из критериев качества продукта становится экологичность. Задача современного общества ‒ создание безопасной среды для человека и природы, и над ее решением дизайнеры работают вместе с медиками, химиками, биологами. В результате этого сотрудничества появляются новые направления, такие как материальная экология и биомимикрия, концепции «пассивного дома» и cradle-to-cradle. Ежегодно крупнейшие корпорации проводят дизайн-конкурсы, участники которых печатают мебель из мицелия и предлагают «выращивать» дома на собственных огородах.
«Экологический подход в дизайне возник как реакция на технологическую революцию. Впервые проектировщики задумались не только о совершенствовании формы и функции изделия, но и о его экологическом следе».
Тема отходов и заложенного планового устаревания продуктов была озвучена еще в 1960-х гг. в книге американского журналиста, исследователя и общественного критика Венса Паккарда «Тайные манипуляторы». В ней автор описал приемы маркетологов, стимулирующие потребителя покупать ненужные ему товары. Другой автор, архитектор, дизайнер-футуролог, эколог Ричард Фуллер, одним из первых поднял вопрос об исчерпаемости полезных ископаемых и способах рационального производства. Британский архитектор и дизайнер Миша Блэк говорил об утрате способности создавать комфорт без пагубного разрушения окружающей среды. Но одной из самых цитируемых в наше время фигур, сформировавших эпоху экодизайна, является Виктор Папанек. Он впервые заявил о моральной ответственности дизайнера и заложил основы и принципы экологического дизайна еще в 1960-е гг., но они не только не потеряли своей важности, а стали еще актуальнее в XXI веке. Папанек говорил о необходимости проектировать не изделие, а цикл его жизни, способ обращения с ним. Использовать минимум материала и энергии, проектировать долговечно и только то, что можно вторично использовать. Ольга Дружинина не только познакомила слушателей фестиваля с зарождением теорий осознанного дизайна, но и рассказала о проектах, воплощающих его принципы. О том, когда появились искусственные материалы в дизайне, об отношении к ним в течение всего периода их существования. На примере проектов Endless chair Дирк ван дер, Ocean Cleanup Бояна Слата, On&On Designs лондонских дизайнеров и др. ‒ то, что делается сейчас дизайнерами в сфере переработки пластика. Наряду с переработкой пластика и бумаги дизайнеры и архитекторы берутся и за нестандартные материалы. Так, количество бытовых отходов, электроники и техники, одежды и пр. ставит новые задачи перед дизайном.
Дизайнеры предлагают не только способы переработки, но и новые системы, бережные по отношению к среде, в частности, заимствуя принципы у природы. Так появились понятие «биомимикрия» и архитектурные проекты, где система отопления подсмотрена у термитников, созданы новые биоматериалы, которые можно будет выращивать и перерабатывать. Научившись у природы естественным приемам, дизайнеры смогут создавать объекты, которые обретут автономность, крайне важную для устойчивого развития. Устойчивое развитие лектор представляет как возможность, достигая собственного комфорта, не создавать проблемы существованию будущих поколений.
Пресс-секретарь Ольга Баранова |
Ecological Design: Yesterday, Today, Tomorrow
The Days of Contemporary Art (DOCA) international festival’s educational programme was opened by Olga Druzhinina, Deputy Director for Science at the Moscow Design Museum, Lead Research Associate of the Department of Artistic Issues of Design at the Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts. The expert’s lecture was devoted to possible solutions to environmental problems through design and increasing the responsibility of contemporary designers for the planet’s near future. A product’s eco-friendliness is becoming one of the product’s quality criteria along with its aesthetics, ergonomics, and cost. One of the tasks of today’s society is to create a safe environment for people and nature. Designers are addressing that task together with doctors, chemists, and biologists. New branches appear as a result of such cooperation. Those include material ecology, biomimicry, the so-called ‘passive house’ concept, and cradle-to-cradle. Major corporations hold annual design contests. Within their framework, participants print furniture from mycelium and propose to ‘grow’ houses in their own gardens.
“The ecological approach in design appeared as a reaction to the technological revolution. For the first time, designers thought about not only improving the product’s form and function but also the ‘ecological footprint’ that it leaves”.
The topic of waste and planned obsolescence of products was first voiced back in the 1960s in the book ‘Secret Manipulators’ by the American journalist, researcher, and social critic named Vance Packard. The author described the methods of marketers that encourage consumers to buy unnecessary products. Another author, architect, designer, futurologist, and ecologist named Richard Fuller was among the first to raise the question of the exhaustibility of mineral resources and ways of sustainable production. Misha Black, a British architect and designer, expressed the idea of the loss of the ability to create comfort without environmental destruction. However, Victor Papanek is one of the most quoted figures in our time who shaped the era of ecological design. He was the first to declare the designer’s moral responsibility and to lay down the foundations and principles of ecological design back in the 1960s. They have not only maintained their importance but also become even more relevant in the 21st century. According to Mr. Papanek, it is necessary to design not a product but its life cycle, the way it is handled. The idea lies in using a minimum amount of material and energy and designing durable things and only what can be reused.
Olga Druzhinina told the festival guests not only about the origin of theories of conscious design but also about the projects embodying its principles. She explained when artificial materials had appeared in design and described the attitude to them during the whole period of their existence. She cited the examples of Endless Chair by Dirk Vander Kooij, Ocean Cleanup by Boyan Slat, On&On Designs by London designers, and other projects of today related to plastic recycling.
In addition to recycling plastic and paper, designers and architects also work with non-standard materials. Thus, the amount of household waste, electronics, technical devices, clothing, and other things poses new challenges for design.
Designers offer new ways of not only recycling but also developing new eco-friendly systems that borrow principles particularly from nature. That is how the concept of biomimicry and architectural designs with the heating system inspired by termites originated. Designers also contribute to creating new biological materials that can be grown and recycled. Learning the natural methods from nature will make it possible to gain autonomy in creating objects of architecture and design. That’s an extremely important component for the sustainable development of the future.
Olga Druzhinina considers sustainable development as an opportunity to create one’s own comfort without causing problems for future generations.
Olga Baranova DOCA Press Secretary
Translated by Nikolay Gavrilov |