2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013
Дни современного искусства / Days of Contemporary Art
>>> зарегистрироваться на фестиваль <<<



Дарья Серенко рассказала об искусстве взаимодействия на DOCA-talk 

Дарья Серенко – художница, основательница проекта «Тихий пикет», куратор галереи «Чрезвычайная коммуникация», директор галереи «Пересветов переулок», автор культурных и выставочных проектов, семинаров, поэтической лаборатории для подростков, преподаватель Высшей школы экономики. Этот список можно продолжать и дальше.

Даша – активный человек. Ее энергией заражаешься и вдохновляешься, хочется участвовать в ее проектах, делать такие же, придумывать свои.

В самом начале встречи Даша объявила об эксперименте, в котором предложила участвовать всем присутствовавшим. В течение всего разговора в общем гугл-доке каждый мог оставлять анонимные комментарии, вести конспект, задавать вопросы, возмущаться, радоваться, спорить.

«Мне важно, чтобы люди, которые не решаются задать вопрос вслух, могли чувствовать соучастие», – пишет Дарья.

Эксперимент удался, и к концу встречи две страницы заполнились картинками, разноцветными надписями, комментариями по делу и не очень, вопросами и ответами.

Это был важный опыт коммуникации, с которой Даша бесконечно экспериментирует, превращая в полноценные художественные проекты. Так было с «Тихим пикетом», который из индивидуальной практики перерос в широкомасштабный проект с тысячами акций, являющихся одновременно и социальными, и художественными. Так было с галереей «Чрезвычайная коммуникация». Это название получил проект, организованный по инициативе Дарьи Серенко жителями – и для жителей – жилого дома. Выставочная и общественная деятельность в нем сплетаются и находят воплощение во множестве форм: от выставки в подъезде жилого дома до написания писем друг другу, фотографических онлайн-проектов и дизайна мебели.

«В искусстве взаимодействия всегда очень много вербального труда. Вы бесконечно должны быть «говорящей головой». Это сложно. Должны быть способности выстроить этот разговор, войти в доверие и не обмануть его, общаться с человеком на равных, чувствовать его настроение – готовы тебя слушать или нет. Это очень сложно».

Характеризуя арт-активизм как направление, помимо «вербального труда» Дарья отметила такие важные его черты, как создание безопасного пространства, учитывающего всех людей с их разными особенностями; «режим интенсивной встречи», в которой личное пространство встраивается в городскую среду, а город становится ближе; поиск незахваченных зон коммуникации и незахваченной проблематики; использование предметов-проводников, таких как плакаты в «Тихом пикете», которые вызывают реакцию, побуждают задавать вопросы, взаимодействовать.

В завершение встречи был задан сакраментальный вопрос о художественной ценности проектов, который неизменно сопровождает арт-активизм. Дарью спросили, почему она называет движение «Тихий пикет» художественным.

 

«Искусство – это то, что организует пространство… Мне кажется, современное искусство так устроено, что в нем нет четкого деления: вот тут у нас чистая прекрасная эстетика, искусство для искусства, а здесь у нас какая-то социалочка или какая-то агитация, попытка в чем-то убедить. Искусством может называться действие, которое позиционирует себя как искусство, которое интерпретируется, у которого есть последователи, постоянная артикуляция и рефлексия».

Даша рассказала, что для одной из акций «Тихого пикета» была распечатана работа Дюшана, которую на плакате сопровождал вопрос, искусство ли это. Разговаривая с людьми, участники акции получали разные ответы на заданный вопрос, пытались выяснить разные мнения по этому поводу и сформулировать свои.

«Для меня это и есть момент эстетики взаимодействия: вы, взаимодействуя, производите определение искусства».

Пресс-секретарь DOCA

Дорогина Светлана

At DOCA-talk, Daria Serenko shared about the art of cooperation 

Daria Serenko is an artist, founder of Silent Picketing project, supervisor of Extreme Communication gallery, head of Peresvetov Pereulok gallery, author of cultural and exhibition projects, workshops, head of a poetic laboratory for teens, lecturer for the Higher School of Economics in Moscow… That list is not even complete.

Ms. Serenko is a person of activity. Her energy is vibrant and inspiring. The artist makes one want to participate in her projects and come up with one’s own.

At the beginning of the meeting, Daria announced an experiment and invited everyone present to participate. Throughout the dialogue, anyone could write their comments anonymously, take notes, ask their questions, resent, be happy, and argue, all in a common Google doc.

Daria writes: “For me, it is important that people who are hesitant about asking their questions aloud could feel involved too”.

The experiment was a success. Thus, by the end of the meeting, two pages were full of pictures, colourful captions, more or less reasonable comments, questions, and answers.

That was important interactive experience. Daria Serenko is always experimenting with communication and turning it into full-scale artistic projects. The same happened to Silent Picketing, which evolved from individual experience into an extensive project with thousands of actions, both social and artistic. The same happened to Extreme Communication gallery. It is a project initiated by Daria Serenko and created by the residents and for the residents of a block. The project unites expositional and social activity, which are embodied in the variety of forms, from the exhibition on the porch to written exchanges, online photo projects, and furniture design.

“The art of cooperation requires tons of verbal labour. You always have to be a talking head. It is hard. One has to be able to build the communication, earn the trust without deceiving, speak with the person as equals, and feel if they are ready to hear you. It is very hard.”

Characterising artistic activism as a line of action, Ms. Serenko also mentioned such important features as creating safer spaces for different people; the intensive meeting mode that embeds personal space in urban environment and makes the city closer to you. Artistic activism also involves searching for undiscovered areas of communication and issues; using conducting objects, such as posters in Silent Picketing, as they trigger reactions, make people ask questions, and interact.

At the end of the meeting, the question was asked concerning the artistic value of projects, which makes an integral component of artistic activism. Daria Serenko was asked why she called Silent Picketing an artistic movement.

“Art is something that organises space… I think, contemporary art has no clear structure, like this is purely and beautifully esthetical, art for the sake of art, and that is something social, promotional or an attempt to persuade. Something positioned as art, having its supporters, constant articulation and self-reflection can be called art.”

The artist told, that for the one of the Silent Picketing actions they printed a poster with a work by Marcel Duchamp and a question: “Is this art?” Speaking to people, participants received different answers to that question. They tried to get various opinions on the topic and form their own.

“For me, that is the esthetical moment of cooperation: by interacting, you create the definition of art”. 

DOCA Press Secretary

Svetlana Dorogina

DAYS OF CONTEMPORARY ART / MOSCOW
Проект DOCA реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы


ПАРТНЕРЫ МЕРОПРИЯТИЯ: / PARTNERS:


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ: / MEDIA PARTNERS: