Женя Николаева «За белым кроликом» Инсталляция В этой работе автор облекает в игровую форму свои переживания хрупкости мира и условности разобщения индивидов, прослеживая развитие «отношений» сквозь несколько «поколений» игрушек, останавливая игру за один момент до разрушения игрушек и всей сказки. С начала 2022 г., когда эмоциональное напряжение нарастало во всех сферах социальной жизни, автор стала собирать стеклянные новогодние игрушки белых кроликов 1960-х годов, созданные в СССР. Они приходили к ней небольшими группами, по 2–9 кроликов, от одного человека, который почему-то решил избавиться от семейной реликвии. Каждая семейка была зафиксирована в первоначальном составе, словно для домашнего фотоальбома. Также были сделаны архивы на каждую игрушку с информацией о городах, из которых они прибыли, и именами людей, в семьях которых ранее эти игрушки были. Далее автор стерла всю старую краску и создала новый, современный образ для каждого, отталкиваясь от версии предшественника, словно он был его предком со старых фото. Были сохранены эмоции, ключевые характеристики черт лица и цвета одежды. Различные сколы и утраты тоже перешли новым кроликам по наследству, как и полагается семейным травмам. Продолжая игру, автор расставляет их на большом поле друг напротив друга, разделяя только по одному признаку: одна группа игрушек – с барабанами, а вторая – без. Таким образом, кролики, которые раньше были в одной семейке, теряют свою связь и оказываются в противопоставленной позиции, образуя новые группы по неочевидным признакам. На этом автор останавливается и замораживает момент, предлагая зрителю иллюзию выбора развития событий в выдуманном стеклянном мире. Стоит начинать игру, которая превратит их всех в осколки, или же законсервировать момент, в котором каждый из них пока еще прекрасный милый кролик? Для автора этот проект – консервация момента и невозможности действия. Любимые детские образы навсегда застынут в этой паузе, сохраняя свою праздную нарядность и странное эмоциональное напряжение. |