2017 2016 2015 2014 2013
DOCA
Days of Contemporary Art / Moscow / Дни современного искусства / Москва
Олег Кулик провел встречу с участниками DOCA
>>> зарегистрироваться на фестиваль <<<

Олег Кулик провел встречу с участниками 5-ого фестиваля современного искусства DOCA-2017, на которой рассказал о своем участии в фестивале Burning Man в пустыне Невада. В отличие от нескольких его интервью, выпущенных по горячим следам, на этот раз художник посвятил свой рассказ не только самым ярким впечатлениям, но и собственным размышлениям об этом опыте, которые накопились за эти два года. Выступление сопровождалось показом фоторепортажа Данила Головкина и фильма Олега Мавроматти.

Художник рассказал об особом восприятии искусства на Burning Man, которое испытал сам и о котором слышал от других участников фестиваля. В одном из чайных-кафе он случайно стал свидетелем рассказа о своем арт-объекте, который подействовал совершенно неожиданным для художника образом. «Ни одно произведение искусства, к которому ты идешь специально на выставку, подготовленный, так не сработает… Burning Man — это, скажем так, искусство случайного воздействия. Там нет разделения на искусство и жизнь, но сама жизнь — бесконечный момент творчества. И ты везде с ним сталкиваешься — то как люди выглядят, как они говорят, как они ведут себя, как они действуют с тобой. И их произведения это такая же часть этой жизни». Cам фестиваль — это тоже «шедевр инженерии, человеческого духа, науки и технологий, социальных механизмов».

«Для обычного художника, каким я являются, это болезненная ситуация: Как же так, мое произведение не находится в особой зоне благодарного восприятия, как что-то очень важное отличное от этой жизни… Там все очень доброжелательны, но никто не будет оценивать твое искусство так, как ты привык…  Если это не работает — тебе скажут "спасибо" просто за усилие. Если работает – будет "вау". Это очень необычный подход… Кто-то может неожиданно подойти к твоему объекту, получить совершенно новый опыт от того, что ты предложил. Поэтому ты делаешь это для себя. Вот это невероятная вещь! Ну кто живет для себя сейчас? Мы только мечтаем об этом и говорим, что, наверное, святые живут для себя, но что это такое — мы не понимаем…».

Олег Кулик подробно рассказал о представленном там проекте. «Я в некотором смысле сделал свою последнюю работу», — признался он. “Оракултанг” — это говорящая роботизированная скульптура в трехметровой клетке. Обезьяна-философ, чье сознание расщепилось на четыре альтер-эго, ведущие бесконечный спор между собой. На создание этой работы художника вдохновили собственные философские поиски, в результате которых он пришел к выводу о естественности кризиса современной философии, которая «без соединения с социальной практикой, просто, не работает». Надежду на возможность такого соединения художник увидел на Burning Man:

«Та же чайная и то, как он делает этот чай... Он не получает за это деньги, поэтому он это делает как-то странно, по-своему. И это произведение искусства уже. Творчество ради творчества». Художник считает, что в этом новом мире искусство становится всепроникающим: «Солнечные батареи, ветряки, странные изобретения Tesla (Илон Маск является завсегдатаем фестиваля), новые технологии, связанные с одеждой, с едой и питьем — разве это не искусство?» Арт-объекты на Burning Man и сам фестиваль — это тоже «шедевры инженерии, человеческого духа, науки и технологий, социальных механизмов».


Олег Кулик сделал акцент на том, что на Burning Man творческая составляющая проникла и в социальные практики: «Люди уже научены, что недоброжелательное выражение лица способствует конфликту, поэтому все лица должны быть счастливые. Если для этого надо убрать телефоны — убираем телефоны, надо убрать деньги — убираем деньги». «Всегда была эта мечта… Но всегда это было внутри общества, и всегда все попытки переделать его заканчивались отрицательно». Однако, новые технологии позволяют представить такую утопию в совершенно новом свете: «Они понимают, что не могут переделать людей и переделать общество. Поэтому они просто уходят и создают абсолютно другое».

Когда встреча перешла в режим «свободного микрофона», часть молодой аудитории выразила свое сомнение — ведь в любом обществе с неизбежностью будут воспроизводиться некие традиционные формы социальности. На это Олег Кулик ответил, что по его наблюдениям, носители традиционных ценностей, которые случайно попадают на Burning Man, естественным образом отсеиваются. «Только особенный человек сможет привыкнуть к этим условиям, потому что там большая степень самостоятельности. Ты никому не нужен, тобой никто не интересуется, и никто тобой не командует. Но тогда перед тобой возникает вопрос, кто ты сам, что тебе нужно».

На этом дискуссия логичным образом перешла к обсуждению причин непопулярности современного искусства, которые заключаются, по версии искусствоведа Бориса Гройса, в том, что "оно пытается сделать зрителя философом". Олег Кулик ответил, что именно поэтому такое полное воплощение современного искусства, как Burning Man, может быть популярным "максимум среди 10-15%" населения Земли:


«Традиционный человек живет за счет того, что кто-то за него решает — политическое руководство, или традиция, или какая-то сложившаяся система. Но она всегда вовлекает тебя во что-то, что отнесено в будущее, всегда она говорит: «Доверьтесь нам, живите вот так-то, исполняйте такие-то законы или обряды, слушайте тех-то, и будет что-то замечательное». Конечно, это более популярно, люди гораздо охотнее ведутся на сказки и обещания светлого будущего. А на Burning Man ты попадаешь в ситуацию абсолютного настоящего. Даже чисто физически ты каждую минуту прикован к состоянию своего тела».


doca-2017_0000.jpgkulik.jpg
Речь Оракултанга:

Текст Оракултанга на русском
Текст Оракултанга на английском
проекты
Days of Contemporary Art / Moscow / Дни современного искусства / Москва